Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/117169
Название: Сайнс-арт сквозь призму boundary-work
Другие названия: Science Art through the Prism of Boundary-work
Авторы: Богомяков, В. Г.
Bogomyakov, V. G.
Дата публикации: 2022
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Богомяков В. Г. Сайнс-арт сквозь призму boundary-work / В. Г. Богомяков // Koinon. — 2022. — Т. 3, № 2. — С. 191-203.
Аннотация: В этой статье анализируется взаимоотношение научного и художественного аспектов в такой области современного искусства, как сайнс-арт. Представители современного искусства зачастую постулируют гармонию рационально-научного и художественно-эстетического полей в искусстве сайнс-арт. Не очень ясны критерии такой гармонии и критерии равноправия научного и художественного элементов. Зрители же часто склонны видеть в произведениях сайнс-арта в большей мере либо продукт научной деятельности, либо же, наоборот, художественный объект. Представления о так называемой «чистой науке», абсолютно беспристрастной и стремящейся лишь к познанию истины, уходят в прошлое. Главный стимул развития науки — удовлетворение различных общественных потребностей, которые могут быть в различной степени артикулированы. Подход, называемый boundary-work, позволяет понять, что границы между этими аспектами, с одной стороны, являются весьма подвижными и гибкими, с другой, выступают в качестве социальных конструкций, выстраиваемых с определенными целями. Томас Ф. Джерин использовал термин boundary-work для разграничения научного, ненаучного, в разном смысле научного и проч. Такое разграничение необходимо, когда в силу тех или иных причин границы отвергаются или, наоборот, произвольно навязываются и пропагандируются. Каждый раз границы науки устанавливаются заново в зависимости от политического и культурного контекста, определяющего эссенциалистское или конструктивистское понимание научной деятельности. Сайнс-арт явным образом выходит и за пределы как науки, так и искусства, образуя некое третье поле. Существование на границе создает открытость не только для и науки и искусства, но и для других форм сознания. Анализируемая область искусства позволяет выявить скрытые связи между наукой и искусством и утверждать, что, по всей видимости, мы наблюдаем сейчас возникновение некоего нового вида деятельности, несущего в себе черты как науки, так и искусства. К тому же есть надежда, что сайнс-арт поможет углубить наше понимание и науки и искусства, их сущности и их роли в жизни человека и социальной действительности, в человеческом творчестве и совершенствовании личности.
This article analyzes the relationship between scientific and artistic aspects in such a field of contemporary art as science art. Representatives of presentday art often postulate the harmony of rational-scientific and artistic-aesthetic fields in the art of science art. The criteria for such harmony and the criteria for equality of scientific and artistic elements are not very clear. Viewers often tend to see in the works of science art to a greater extent either a product of scientific activity, or, conversely, an artistic object. The ideas of the so-called “pure science”, which is absolutely impartial and strives only for the knowledge of the truth, are becoming a thing of the past. The main incentive for the development of science is the satisfaction of various social needs, which can be articulated to varying degrees. The approach called boundary-work makes it possible to understand that the boundaries between these aspects, on the one hand, are very mobile and flexible, on the other hand, they act as social structures built with certain goals. Thomas F. Gerin also used the term boundary-work to distinguish between scientific, unscientific, in a different sense scientific, and so on. Such a distinction is necessary when, for one reason or another, borders are rejected or, conversely, arbitrarily imposed and propagandized. Each time the boundaries of science are established anew, depending on the political and cultural context that defi nes the essentialist or constructivist understanding of scientific activity. Science art Science art clearly goes beyond both science and art, forming a kind of third field. The existence on the border creates openness not only for science and art, but also for other forms of consciousness. The analyzed field of art makes it possible to reveal the hidden connections between science and art and to assert that, apparently, we are now witnessing the emergence of a certain new type of activity that carries the features of both science and art. In addition, there is hope that science art will help deepen our understanding of both science and art, their essence and their role in human life and social reality, in human creativity and personal development.
Ключевые слова: САЙНС-АРТ
НАУКА
ИСКУССТВО
МИМЕСИС
ПОЙЕЗИС
SCIENCE ART
SCIENCE
ART
BOUNDARY-WORK
MIMESIS
POYESIS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/117169
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=49459992
ISSN: 2782-5914
2782-5906
DOI: 10.15826/koinon.2022.03.2.023
Источники: Koinon. 2022. Т. 3. № 2
Располагается в коллекциях:KOINON

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
k_2_2022_13.pdf568 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.