Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/117167
Полная запись метаданных
Поле DC | Значение | Язык |
---|---|---|
dc.contributor.author | Улемнова, О. Л. | ru |
dc.contributor.author | Ulemnova, O. L. | en |
dc.date.accessioned | 2022-09-27T11:02:27Z | - |
dc.date.available | 2022-09-27T11:02:27Z | - |
dc.date.issued | 2022 | - |
dc.identifier.citation | Улемнова О. Л. Казанский авангард 1910–1930-х годов: региональные и национальные особенности / О. Л. Улемнова // Koinon. — 2022. — Т. 3, № 2. — С. 147-172. | ru |
dc.identifier.issn | 2782-5914 | |
dc.identifier.issn | 2782-5906 | online |
dc.identifier.uri | http://elar.urfu.ru/handle/10995/117167 | - |
dc.description | Рукопись поступила в редакцию: 11.07.2022. Принята к публикации: 01.08.2022. | ru |
dc.description | Received: 11.07.2022. Accepted: 1.08.2022. | en |
dc.description.abstract | Статья посвящена региональному варианту русского авангарда, развивавшемуся в Казани — важном художественном центре России, столице обширного региона с многоконфессиональным и многонациональным населением. В статье раскрываются истоки явления и основные этапы развития, обусловленные историческими событиями, такими как создание и реорганизация казанской художественной школы, Первая мировая и Гражданская войны, революции 1917 года. Искусство Казани позиционируется как часть общероссийского художественного процесса, развитие которого в революционные годы стало определяться новой государственной культурной политикой. Она была выработана художниками-авангардистами и была направлена на продвижение и широкую пропаганду авангардного искусства. Развитие авангарда раскрывается через деятельность художественных объединений Казани «Подсолнечник», «Всадник», «ТатЛЕФ», «СУЛФ», через творчество ведущих художников К. Чеботарева, А. Платуновой, И. Никитина, С. Федотова, И. Плещинского, Н. Шикалова, Ф. Тагирова, Б. Урманче и др. Автор выявляет особенности казанского авангарда, определяемые национальными и религиозными факторами: основными народами региона являются русские и татары, исповедующие православие и ислам. Это определило преобладание на первом этапе русских художников, их увлечение разнообразными стилевыми направлениями европейского авангарда, реализованными в разных видах искусства, их интерес к искусству народов своего региона, которое становилось важным источником для экспериментов. Характерной чертой казанского авангарда с середины 1920-х годов стало формирование плеяды художников-татар, чему способствовала отмена после революции религиозных ограничений ислама, не дававших развиваться татарскому изобразительному искусству. Важную роль сыграла целенаправленная деятельность Б. Урманче по привлечению татарской молодежи к художественному образованию. В этой среде получили развитие преимущественно графика и театрально-декорационное искусства, а основным стилевым направлением татарского авангарда стал конструктивизм. | ru |
dc.description.abstract | The article highlights the regional version of the Russian avant-garde, which developed in such an important artistic center of Russia as Kazan, the capital of a vast region with a multi-confessional and multi-ethnic population. The article reveals the origins of the phenomenon and the main stages of its development, due to such historical events as the creation and reorganization of the Kazan Art School, the First World War and the Civil War, the revolution of 1917. The author positions the art of Kazan as part of the all-Russian artistic process. The new state cultural policy began to guide its development during the revolutionary years. Avantgarde artists elaborated and directed it towards the promotion and widespread propaganda of avant-garde art. The author reveals the development of the avantgarde through the activities of the art associations of Kazan — “Sunfl ower”, “Vsadnik (Rider)”, “TatLEF”, “SULF”, through the work of leading artists — K. Chebotarev, A. Platunova, I. Nikitin, S. Fedotov, I. Pleshchinsky, N. Shikalov, F. Tagirov, B. Urmanche and others. The author singles out the features of the Kazan avant-garde, determined by national and religious factors: the two main peoples of the region are Russians and Tatars, who profess Orthodoxy and Islam. This determined the predominance of Russian artists at the first stage, their passion for various styles of the European avant-garde, which were carried out in different types of art. Their interest in the art of the peoples of their region became an important source for experiments. The formation of a galaxy of artists-Tatars was a characteristic feature of the Kazan avant-garde after the mid-1920s. The abolition of the religious restrictions of Islam which did not allow the development of the Tatar fine arts was adopted after the revolution and facilitated this process. An important role was played by the purposeful activity of B. Urmanche, who attracted the Tatar youth to art education. In this environment, mainly graphic art and theatrical and decorative arts were evolved, and the main stylistic direction of the Tatar avant-garde was Constructivism. | en |
dc.format.mimetype | application/pdf | en |
dc.language.iso | ru | en |
dc.publisher | Ural Federal University | en |
dc.publisher | Уральский федеральный университет | ru |
dc.relation.ispartof | Koinon. 2022. Т. 3. № 2 | ru |
dc.subject | АГИТАЦИОННО-МАССОВОЕ ИСКУССТВО | ru |
dc.subject | ЖИВОПИСЬ | ru |
dc.subject | ГРАФИКА | ru |
dc.subject | ИСКУССТВО КНИГИ | ru |
dc.subject | ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО | ru |
dc.subject | ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ | ru |
dc.subject | СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ | ru |
dc.subject | ВЫСТАВОЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ru |
dc.subject | PROPAGANDA AND MASS ART | en |
dc.subject | PAINTING | en |
dc.subject | GRAPHICS | en |
dc.subject | ART OF THE BOOK | en |
dc.subject | THEATRICAL AND DECORATIVE ART | en |
dc.subject | ART ASSOCIATIONS | en |
dc.subject | STYLES | en |
dc.subject | EXHIBITION AND PUBLISHING | en |
dc.title | Казанский авангард 1910–1930-х годов: региональные и национальные особенности | ru |
dc.title.alternative | The Kazan Avant-garde of 1910–1930s: Regional and National Specific Features | en |
dc.type | Article | en |
dc.type | info:eu-repo/semantics/article | en |
dc.type | info:eu-repo/semantics/publishedVersion | en |
dc.identifier.rsi | https://elibrary.ru/item.asp?id=49459990 | - |
dc.identifier.doi | 10.15826/koinon.2022.03.2.021 | - |
local.description.firstpage | 147 | - |
local.description.lastpage | 172 | - |
local.contributor | Улемнова, Ольга Львовна | ru |
Располагается в коллекциях: | KOINON |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
k_2_2022_11.pdf | 675,8 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.