Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/116450
Название: «Идея истории» в позднем научном творчестве Ю. М. Лотмана
Другие названия: The Idea of History in Yu. M. Lotman’s Later Research
Авторы: Парсамов, В. C.
Parsamov, V.
Дата публикации: 2022
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Парсамов В. «Идея истории» в позднем научном творчестве Ю. М. Лотмана / В. Парсамов // Quaestio Rossica. — 2022. — Т. 10, № 3. — С. 1175–1188.
Аннотация: This article has a twofold goal, i. e. to identify the origins of late Yu. M. Lotman’s later ideas about history and to determine their peculiarities. The author focuses on two of Lotman’s fundamental ideas: the unpredictability of history and the juxtaposition of explosive and evolutionary processes. He understands the unpredictability of the historical process both in terms of the impossibility of predictions and in terms of turning to the past, which always depends on the present. To a large extent, Lotman developed the idea polemizing with the Annales School, which regarded the historical process as a slow time-reversible development. While appreciating the works of this school, Lotman contrasted the idea of longue durée with the idea of an explosion and the position of the researcher who is above the historical process and takes a position within it. On the one hand, the unpredictability of history is a source of the constant growth of new information, which makes history related to the artistic text. On the other hand, it increases the responsibility of any person who is able not only to study history but also to influence its course. It gives the historical process a moral character. The opposition of explosive and evolutionary processes corresponds to the opposition of binary and ternary models in historical evolution. In this regard, Lotman develops the ideas of C. Lévi-Strauss and J. Le Goff. However, unlike them, who deemed the separate existence of ternary and binary structures possible, Lotman shows their inseparable unity, which exists not only in the historical process but also in national literature and the work of individual writers. Lotman not only likens history to art but contrasts it to art as a look into the past is opposed to a look into the future. In Lotman’s appeal to the historical past, one can notice the synthesis of scholarly thinking and artistic imagination, which gives his later works a freer style and depth.
Статья преследует двоякую цель: выявить истоки представлений позднего Ю. М. Лотмана об истории и определить их своеобразие. В центре внимания две основополагающие идеи Лотмана: непредсказуемость истории и противопоставление взрывных и эволюционных процессов. Непредсказуемость исторического процесса понимается им не только в плане невозможности предсказаний, но и в плане обращения к прошлому, которое всегда зависит от настоящего. Эта идея развивалась Лотманом во многом в полемике со школой «Анналов», для которой исторический процесс представлял собой медленное развитие, обратимое во времени. Высоко оценивая труды этой школы, Лотман вместе с тем противопоставлял идее longue durée идею взрыва и позицию исследователя, находящегося как бы над историческим процессом, позицию внутри него. Непредсказуемость истории, с одной стороны, является источником постоянного возрастания новой информации, что роднит историю с художественным текстом. С другой стороны, это повышает ответственность любого человека, способного не только изучать историю, но и влиять на ее ход. Это придает историческому процессу нравственный характер. Противопоставлению взрывных и эволюционных процессов соответствует противопоставление бинарных и тернарных моделей в исторической эволюции. В этом плане Лотман развивает идеи К. Леви-Стросса и Ж. Ле Гоффа. Однако, в отличие от них, допускавших отдельное существование тернарных и бинарных структур, Лотман показывает их неразрывное единство, существующее не только в историческом процессе в целом, но в национальных литературах, творчестве отдельных писателей и их произведениях. История не только уподобляется Лотманом искусству, но и противопоставляется ему как взгляд в прошлое взгляду в будущее. В обращении самого Лотмана к историческому прошлому может заметить синтез научного мышления и художественного воображения, придающий его поздним работам своеобразный стиль.
Ключевые слова: LOTMAN
THEORIES OF THE HISTORICAL PROCESS
CULTURE
TEXT
ANNALES SCHOOL
ЛОТМАН Ю. М.
ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА
ШКОЛА «АННАЛОВ»
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/116450
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49304745
ISSN: 2311-911X
2313-6871
DOI: 10.15826/qr.2022.3.722
Сведения о поддержке: Статья подготовлена в ходе работы в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).
Источники: Quaestio Rossica. 2022. Т. 10. № 3
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_3_2022_21.pdf367,54 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.