Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/116385
Название: Топонимические предания уральских горщиков
Другие названия: Toponymic Legends of Ural Amateur Miners
Авторы: Иванова, Е. Э.
Ivanova, E. E.
Дата публикации: 2022
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Иванова Е. Э. Топонимические предания уральских горщиков / Е. Э. Иванова // Вопросы ономастики. — 2022. — Т. 19, № 2. — С. 177-196.
Аннотация: В статье анализируются предания уральских горщиков — людей, занимающихся добычей драгоценных и цветных камней частным образом. Фольклор горщиков (в отличие от фольклора горняков — профессиональных горных рабочих) до сих пор практически не изучен. Материалом для исследования послужили полевые записи разных времен — как вышедшие в свет, так и неопубликованные, извлеченные из картотеки «Лексика, топонимия, этнография камня», хранящейся на кафедре русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации Уральского федерального университета. В статье показано, что предания вырастают из реальной практики горщиков, дополняясь традиционными мотивами, в том числе фантастическими. В центре исследования — топонимические предания, которые рассматриваются как источник выявления внутренней формы топонима и его мотивации. Автор отмечает, что обращение к историческим данным и комплексный этнолингвистический анализ позволяют установить истинность или ложность мотивации топонима, содержащейся в предании. Выявлено, что корреляция устойчивого мотива преданий и устойчивой номинативной модели помогает определить верную мотивировку топонима. Предания горщиков рассматриваются также как источник изучения их образа жизни и мировоззрения; анализируются мотивы, характерные для их преданий: мотив фарта и случайной находки самоцветов, мотив «недающегося» клада и неудачной разработки месторождения, мотив вещего сна, моти в нарушения запрета и наказания за жадность, мотив удивительного богатства месторождений. Автор показывает, как в преданиях горщиков известные повествовательные мотивы конкретизируются применительно к данной профессиональной среде: мотив самопогребения чуди замещается мотивом погребения сокровищ.
This article analyses the legends of Ural amateur miners (gorshchiks) — people who recover precious stones and gemstones as their private business. The folklore of amateur miners still remains virtually unstudied; that differentiates it from the folklore of professional miners (gorniaks). The research is based on field records of various periods, both published and unpublished. These records are part of the card index Vocabulary, Toponymy, Ethnography of the Stone kept at the Department of the Russian Language, General Linguistics and Verbal Communication (Ural Federal University). The article demonstrates that the legends spring from the real working practices of amateur miners; traditional motifs, including fantastic ones, add to these legends. The research centres on toponymic legends which are considered as a source for deriving the inner form and motivation of the place name (toponym). The author points out that applying to historical records and a comprehensive ethnolinguistic analysis help establishif the motivation of the toponym given in the legend is correct or erroneous. The research reveals that a correlation between a firmly established legendary motif and a firmly established nominative model helps correctly determine the motivation of a toponym. In addition, the amateur miners’ legends are seen as a source for studying their way of life and worldview. The article analyses the following motifs characteristic of the amateur miners’ legends: the stroke of luck and the chance discovery of gemstones, the not given treasure and the unlucky development of a mine, the prophetic dream, the violation of a taboo and punishment for greed, the miraculous richness of mines. The author highlights specific professional interpretations that well-known folklore motifs acquire in the amateur miners’ legends. Specifically, the self-burial of the Chud people is replaced by the motif of treasure burial.
Ключевые слова: РУССКИЙ ЯЗЫК
ТОПОНИМИЯ
ФОЛЬКЛОР
ТОПОНИМИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ
МОТИВ ПРЕДАНИЯ
МОТИВАЦИЯ ТОПОНИМА
ИСТОРИЯ УРАЛА
RUSSIAN LANGUAGE
TOPONYMY
FOLKLORE
TOPONYMIC LEGEND
LEGENDARY MOTIF
THE MOTIVATION OF A PLACE NAME
HISTORY OF THE URALS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/116385
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49267490
ISSN: 1994-2400
1994-2451
DOI: 10.15826/vopr_onom.2022.19.2.022
Сведения о поддержке: Исследование выполнено в рамках проекта «Региональная идентичность России: компаративные историко-филологические исследования», финансируемого Минобрнауки России (номер темы FEUZ-2020-0056).
The research was carried out within the framework of the project The Regional Identity of Russia: Comparative Historical and Philological Studies, funded by the Ministry of Education and Science of Russia (topic number FEUZ-2020-0056).
Источники: Вопросы ономастики. 2022. Том 19. № 2
Располагается в коллекциях:Вопросы ономастики

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
vopon_2022_2_08.pdf372,53 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.