Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/116175
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorЛаврентьева, Е. В.ru
dc.contributor.authorLavrentyeva, E. V.en
dc.date.accessioned2022-07-13T09:44:13Z-
dc.date.available2022-07-13T09:44:13Z-
dc.date.issued2022-
dc.identifier.citationЛаврентьева Е. В. Роль приборно-технологических исследований в атрибуции памятника живописи (на примере изучения иконы «Богоматерь Владимирская» из челябинского собрания) / Е. В. Лаврентьева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2022. — Т. 24, № 2. — С. 244-259.ru
dc.identifier.issn2227-2283print
dc.identifier.issn2587-6929online
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/116175-
dc.descriptionПоступила в редакцию: 15.12.2021. Принята к печати: 17.03.2022.ru
dc.descriptionАвтор статьи благодарит представителей ЧГМИИ и, прежде всего, заместителя директора по научной работе Ю. Л. Алферову за предоставленную возможность изучения памятника и организационную помощь.ru
dc.descriptionSubmitted: 15.12.2021. Accepted: 17.03.2022.en
dc.descriptionThe author is grateful to the Chelyabinsk State Museum of Fine Arts, especially to the Deputy Director on Research Work, Yuliya L. Alferova, for the opportunity to study this piece of art and for all the necessary assistance that made this research possible.en
dc.description.abstractСтатья посвящена небольшой невьянской богородичной иконе из фондов Челябинского государственного музея изобразительных искусств. В рамках научно-исследовательской работы Государственного научно-исследовательского института реставрации (г. Москва) с целью уточнения атрибуции памятника был проведен его технико-технологический анализ: выявлены особенности материально-структурного комплекса, химический состав красок и грунта, состояние сохранности, поздние поновления и современные реставрационные вмешательства. Целый ряд признаков позволяет отнести икону к произведениям первой половины XVIII в., написанным иконописцами-старообрядцами на территории уральских демидовских заводов: использование ангидрита (безводного гипса) в качестве наполнителя грунта (автор статьи предполагает, что это региональная технологическая особенность невьянских икон, так как именно на Урале находятся месторождения ангидрита), синие пигменты авторских красок (использование искусственного азурита и отсутствие берлинской лазури, характерные для икон этого времени) и самое главное — это применение тех же живописных приемов и художественных материалов, что и на самой ранней датированной невьянской иконе «Богоматерь Египетская» (1734) из Музея «Невьянская икона» г. Екатеринбурга. Таким образом, благодаря проведенному исследованию подтверждена новая атрибуция иконы «Богоматерь Владимирская» из ЧГМИИ, предложенная Е. Ройзманом. Выявленные технико-технологические особенности памятника полностью исключают его предыдущую датировку, XIX в., и ставят его в один ряд с произведениями первых поколений местных мастеров. Тем самым в статье подчеркивается важная роль исследования живописных приемов и художественных материалов при проведении комплексной экспертизы памятника живописи.ru
dc.description.abstractThis article is devoted to a small Nevyansk icon from the Chelyabinsk State Museum of Fine Arts depicting the Mother of God. As part of the scholarly research carried out by the State Research Institute for Restoration (Moscow), a technological analysis of the icon was conducted to clarify its attribution. The author reveals features of the material and structural complex, the chemical composition of paints and prime, the state of preservation, traces of later “restoration” as well as modern restoration interventions. A number of signs make it possible to attribute the icon to the works of the first half of the eighteenth century painted by Old Believers on the territory of Ural Demidov factories: the presence of anhydrite (anhydrous gypsum) as a filler of the prime (the author assumes that it is a feature of Nevyansk icons because there are deposits of anhydrite in the Urals), blue pigments of the author’s paints (the use of synthetic azurite and the absence of Prussian blue are characteristics of icons of this period), and, most importantly — is the use of the same art technic and artistic materials as in the earliest dated Nevyansk icon Our Lady of Egypt (1734) from the Museum “Nevyansk Icon” in Ekaterinburg. Thus, the research carried out confirms the new attribution of the Our Lady of Vladimir icon proposed by Yevgeny Roizman. The technical and technological features revealed completely disprove its previous dating to the nineteenth century and put it on a par with works of the first generation of local masters. Thus, the article emphasises the important role of the study of artistic materials and techniques in the attribution of paintings.en
dc.description.sponsorshipНаучно-исследовательская работа выполнена в ГОСНИИР № НИОКТР АААА-А20-120091790045-8.ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherУральский федеральный университетru
dc.relation.ispartofИзвестия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2022. Т. 24. № 2ru
dc.subjectИСКУССТВО УРАЛАru
dc.subjectХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ИКОНОПИСИru
dc.subjectИКОНЫ РУССКИХ СТАРОВЕРОВru
dc.subjectАТРИБУЦИЯ И ЭКСПЕРТИЗА ЖИВОПИСИru
dc.subjectСТРАТИГРАФИЯ ЖИВОПИСИru
dc.subjectХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПИГМЕНТОВ КРАСОКru
dc.subjectТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ИКОНОПИСИru
dc.subjectНЕВЬЯНСКАЯ ИКОНАru
dc.subjectURAL ARTen
dc.subjectARTISTIC MATERIALS OF ICON PAINTINGen
dc.subjectRUSSIAN OLD BELIEVER ICONSen
dc.subjectATTRIBUTION AND EXAMINATION OF PAINTINGen
dc.subjectPAINTING STRATIGRAPHYen
dc.subjectCHEMICAL ANALYSIS OF PAINT PIGMENTSen
dc.subjectICON PAINTING TECHNIQUES AND TECHNOLOGYen
dc.subjectNEVYANSK ICONen
dc.titleРоль приборно-технологических исследований в атрибуции памятника живописи (на примере изучения иконы «Богоматерь Владимирская» из челябинского собрания)ru
dc.title.alternativeRole of Instrumental and Technological Examination in the Attribution of Paintings (with Reference to Our Lady of Vladimir from the Chelyabinsk Collection)en
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=49095423-
dc.identifier.doi10.15826/izv2.2022.24.2.037-
local.description.firstpage244-
local.description.lastpage259-
local.contributorЛаврентьева, Елена Валерьевнаru
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2022-2-17.pdf8,69 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.