Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/116171
Название: Сотворение мифа: переосмысление памятников культурного наследия Крыма в конце XVIII – XIX в.
Другие названия: Creation of a Myth: Rethinking the Cultural Heritage Sites of the Crimea in the Late 18th and 19th Centuries
Авторы: Храпунов, Н. И.
Khrapunov, N. I.
Дата публикации: 2022
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Храпунов Н. И. Сотворение мифа: переосмысление памятников культурного наследия Крыма в конце XVIII – XIX в. / Н. И. Храпунов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2022. — Т. 24, № 2. — С. 178-194.
Аннотация: В статье анализируются мифы, возникшие после присоединения к России в 1783 г. вокруг некоторых археологических и архитектурных объектов Крыма. Материалом для анализа стали легенды о всемирном потопе, сложившиеся вокруг средневековых «пещерных городов», остатках храма таврической Дианы, отпечатке ступней св. Андрея, мавзолее на средневековом городище Чуфут-Кале и Марии Потоцкой — пленнице ханского гарема. Продемонстрировано разнонаправленное интеллектуальное взаимодействие специфичных общественных групп: местного старожильческого населения, переселенцев и путешественников, представлявших разные страны и культуры. Показано, что важнейшую роль в процессе мифологизации памятников сыграли записки российских и иностранных путешественников, осмысливших отдельные объекты как туристические достопримечательности и обративших на них внимание читателей. К моменту появления записок подлинная история памятников забылась. Образованным путешественникам были известны сюжеты из античной истории, якобы разворачивавшиеся на полуострове, что заставляло их «находить» соответствующие следы в крымских пейзажах и памятниках. Путешественники усвоили и крымско-татарские предания, трансформировав их на новый лад. В свою очередь, местные жители воспринимали выдумки заезжих интеллектуалов как часть собственной истории. Как самостоятельный феномен рассмотрены попытки переселившихся в Крым христиан обрести духовную опору в памятниках, которые они интерпретировали как свои древние святыни, известные из книг. Неверные интерпретации памятников утвердились в общественной мысли благодаря своей романтичной и увлекательной подаче. Это способствовало превращению соответствующих объектов культурного наследия в туристические достопримечательности и тем самым внесло свой вклад в развитие Крыма как центра туризма.
This paper analyses the myths which appeared around some local archaeological and architectonic sites after the Crimea’s incorporation into Russia in 1783. The author refers to legends of the flood developing around the mediaeval “cave towns”, the remnants of the temple of Tauric Diana, the imprints of St Andrew’s feet, the turbe at the mediaeval town of Chufut-Kale, and Maria Potocka as a captive of the Crimean khan’s harem. The author demonstrates the multidirectional intellectual interactions of various social groups such as local populations, migrants, and learned travellers representing different cultures and countries. It has been shown that the greatest role for the mythologisation of the sites was played by Russian and foreign travelogues which interpreted particular monuments as tourist attractions and drew their readers’ attention to them. By that moment, the real history of the sites had already been forgotten. Moreover, educated travellers knew some plots of classical history which allegedly happened in the peninsula, and therefore tried to “find” their traces amidst Crimean landscapes. The travellers also perceived Crimean Tatar legends and transformed them in a new manner. The locals, in their own turn, understood the tales produced by foreign intellectuals as parts of their own local history. A particular phenomenon comprises the attempts of the Christian migrants to the Crimea to find “support” among the monuments which they interpreted as very old Christian shrines related to the events known from the books. As a result, there appeared incorrect interpretations of the sites, which, because of their romantic and fascinating nature, became imprinted in public mind. This process contributed to the turning of some cultural heritage sites into tourist attractions and therefore made an impact on the establishment of the Crimea as a tourist centre.
Ключевые слова: ИМАГОЛОГИЯ
КРЫМ
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ
МИФОЛОГИЗАЦИЯ
ИЗОБРЕТЕНИЕ ТРАДИЦИИ
ТРАВЕЛОГИ
IMAGOLOGY
CRIMEA
CULTURAL HERITAGE
ARCHAEOLOGICAL SITES
RETHINKING
MYTHMAKING
INVENTION OF TRADITION
TRAVELOGUES
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/116171
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49095419
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2022.24.2.033
Сведения о поддержке: Статья написана в рамках проекта по госзаданию Минобрнауки РФ № FZEG-2020-0029 по теме «Влияние Византийской империи на исторические процессы в средневековом Крыму».
This article has been written within the framework of project FZEG-2020-0029 “The Influence of the Byzantine Empire on the Historical Processes in the Medieval Crimea” of the state assignment from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation.
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2022. Т. 24. № 2
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2022-2-13.pdf289,28 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.