Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/116166
Название: Меланхолия как сюжетообразующий концепт в романах Орхана Памук
Другие названия: Melancholy as a Plot-Forming Concept in Orhan Pamuk’s Novels
Авторы: Джаббарова, Е. Я.
Dzhabbarova, E. Ya.
Дата публикации: 2022
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Джаббарова Е. Я. Меланхолия как сюжетообразующий концепт в романах Орхана Памук / Е. Я. Джаббарова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2022. — Т. 24, № 2. — С. 115-125.
Аннотация: В статье анализируются понятия «меланхолия» и «постимперская меланхолия» в романах Орхана Памука. Предпринята попытка рассмотреть романистику писателя с точки зрения постколониальной и деколониальной теорий. Материал анализа ограничен романами «Мои странные мысли» (2016) и «Стамбул: город воспоминаний» (2012). Ключевым состоянием героев Памука и, как следствие, объектом анализа становится меланхолия, которая, с одной стороны, может интерпретироваться как ностальгия по былому величию Османской империи, а с другой — являет пример «эстетизированной ностальгии» как приема деколониального эстезиса. Меланхолия выступает как смыслообразующий концепт, ключевой мотив художественного мира писателя. Кроме того, в статье акцентируется внимание на положении самого Памука как культурного трикстера, балансирующего между Востоком и Западом в попытке обрести равновесие. Рассматриваются образы «бузы» и «собаки» как символов Османской империи. Анализируется дихотомия «восточный человек» — «европеец». С одной стороны, герои Памука, как и сам Памук, ассоциируют себя с европейским человеком, транслируют «ориенталистскую» точку зрения Запада на Восток как на отсталое пространство, с другой — являются представителями восточной культуры и ментальности, хранителями турецких традиций и истории собственного города. В результате анализа становится очевидно, что меланхолия главных героев связана прежде всего с личным прошлым и детскими воспоминаниями. Это попытка автора вернуться в собственное прошлое для того, чтобы обрести культурную и личностную целостность, обнаружить истоки самоидентификации и преодолеть внутреннего «колонизатора», так, меланхолия Памука неразрывно связана с гордостью и красотой.
This article analyses the concept of “melancholy” and “post-imperial melancholy” in Orhan Pamuk’s novels. An attempt is made to consider the novelist’s work from the point of view of postcolonial and decolonial theories. The material of analysis is limited to his novels A Strangeness in My Mind (2016) and Istanbul: Memories and the City (2012). The crucial state of Pamuk’s characters and, consequently, the object of analysis is melancholy, which, on the one hand, can be interpreted as nostalgia for the former greatness of the Ottoman Empire and, on the other hand, is an example of an “aestheticised nostalgia” as a technique of decolonial aestheticism. The article also focuses on Pamuk’s own position as a cultural trickster, balancing between East and West in an attempt to find a balance. The author examines images of the “bouza” and the “dog” as symbols of the Ottoman Empire and analyses the dichotomy of the “Eastern man” vs the “European man”. On the one hand, Pamuk’s characters, like Pamuk himself, associate themselves with the European man, broadcasting the “Orientalist” view of the West as a backward space, on the other hand, they are representatives of Oriental culture and mentality, guardians of Turkish traditions and the history of their own city. The analysis makes it clear that the melancholy of the protagonists is primarily related to their personal past and childhood memories. It is the author’s attempt to return to his own past in order to find cultural and personal integrity, to discover the origins of self-identity, and to overcome his inner “coloniser”. Thus, Pamuk’s melancholy is inextricably linked with pride and beauty.
Ключевые слова: ОРХАН ПАМУК
ПОСТИМПЕРСКАЯ МЕЛАНХОЛИЯ
ДЕКОЛОНИАЛЬНЫЙ ЭСТЕЗИС
«СТАМБУЛ: ГОРОД ВОСПОМИНАНИЙ»
«МОИ СТРАННЫЕ МЫСЛИ»
НОСТАЛЬГИЯ
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ
ORHAN PAMUK
POST-IMPERIAL MELANCHOLIA
DECOLONIAL AESTHETIC
ISTANBUL: MEMORIES AND THE CITY
A STRANGENESS IN MY MIND
NOSTALGIA
OTTOMAN EMPIRE
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/116166
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49095414
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2022.24.2.028
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2022. Т. 24. № 2
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2022-2-08.pdf213,62 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.