Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/116153
Название: | К вопросу об истории русско-французских культурных связей: французский след в жизни и творчестве композитора Эдисона Денисова |
Другие названия: | On the History of Russian-French Cultural Ties: A French Mark on the Life and Artwork of the Composer Edison Denisov |
Авторы: | Купровская-Брюжман, Е. О. Kouprovskaia-Bruggeman, E. O. |
Дата публикации: | 2022 |
Издатель: | Ural Federal University Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Купровская-Брюжман Е. О. К вопросу об истории русско-французских культурных связей: французский след в жизни и творчестве композитора Эдисона Денисова / Е. О. Купровская-Брюжман // Koinon. — 2022. — Т. 3, № 1. — С. 134-160. |
Аннотация: | Предмет исследования в статье — жизнь и творчество композитора Эдисона Денисова в контексте связей с французской культурой. Изучение этих связей на протяжении полувека позволяет заполнить «белые пятна», во-первых, в более обширной теме русско-французских культурных связей: советские и постсоветские контакты и влияния, изученные на репрезентативном материале музыкального искусства, во-вторых, в теме локальной, но не менее важной: роль Франции и ее культуры на протяжении всей жизни Э. Денисова. Жизнь и творчество Э. Денисова представляет собой в значительной степени успешную и многогранную презентацию французского «следа» в российской культуре второй половины ХХ века. Материал, привлекаемый для анализа, многоаспектен: биографические вехи знакомства с французским искусством (музыка, литература, живопись) и языком; разнообразные контакты с представителями французской культуры: писателями, композиторами, музыкантами, ансамблями и оркестрами; обращение к текстам литераторов (Б. Виан, Ж. Батай) при написании музыкальных произведений; погружение в философские и гуманитарные тексты (Р. Барт, М. Фуко, Ж.-П. Сартр); влияние математики и структуралистского метода на мастерство композитора (А. Пуанкаре, К. Леви-Стросс); творческий диалог с трудами композитора и теоретика П. Булеза; роль Франции в продвижении музыки композитора на Западе; активная просветительская деятельность Денисова в продвижении французской музыкальной культуры в России. Отдельный раздел в статье посвящен анализу влияния на Денисова французских композиторов, участию в восстановлении и оркестровке неоконченной оперы Клода Дебюсси «Родриго и Химена». В статье сделан акцент только на вокальных произведениях композитора. Подробно рассмотрены сочинения на стихи французских поэтов (Ш. Бодлер, Ж. де Нерваль, Б. Виан, Р. Шар, А. Мишо, Ж. Батай), опера «Пена дней» по роману Б. Виана, опера «Четыре девушки» по пьесе Пабло Пикассо. Описаны реакции французской прессы и профессионального музыкального сообщества на творчество Денисова. The subject of research in the article is the life and work of the composer Edison Denisov in the context of connections with French culture. The study of these over-the-half-century-long ties makes it possible to fill «white spots», first, in the broader subject of Russian-French cultural relations: Soviet and post- Soviet contacts and influences studied on the representative material of musical art, second, in the topic of local but no less important: the role of France and its culture throughout E. Denisov’s life. The life and work of E. Denisov is a largely successful and multifaceted presentation of the French «footprint» in Russian culture in the second half of the 20th century. The material to be analyzed is multidimensional: biographical references to French art (music, literature, painting) and language; various contacts with French culture: writers, composers, musicians, ensembles and orchestras; Literary texts (B. Vian, G. Bataille) when writing music; the immersion in philosophical and humanitarian texts (R. Bart, M. Foucault, J.-P. Sartre); influence of mathematics and the structuralist method on the composer’s mastery (H. Poincaré, C. Lévi-Strauss) ; creative dialogue with works of a composer and theorist P. Bulez; the role of France in promoting Denisov’ music in the West; active educational activity of Denisov in promoting French music in Russia. A separate section of the article analyzes the influence of French composers on Denisov, and also highlights his participation in the restoration and orchestration of the unfinished opera of Claude Debussy «Rodrigo and Ximena». The article focuses only on the composer’s vocal works. The author thoroughly exqamines the works on poetry of French poets (Ch. Baudelaire, G. de Nerval, B. Vian, R. Char, H. Michaud, G. Bataille), the opera “Froth on the Daydream” based on the novel by B. Viana, the opera “Four Girls” on the play by Pablo Picasso. |
Ключевые слова: | ЭДИСОН ДЕНИСОВ РОССИЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА ФРАНЦУЗСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА ВОКАЛЬНЫЕ ОПУСЫ Э. ДЕНИСОВА СТРУКТУРАЛИСТСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ EDISON DENISOV RUSSIAN MUSIC IN THE SECOND HALF OF THE TWENTIETH CENTURY FRENCH MUSIC IN THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY E. DENISOV’S VOCAL OPUS STRUCTURALIST THINKING IN THE ART OF MUSIC |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/116153 |
Идентификатор РИНЦ: | https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49059383 |
ISSN: | 2782-5914 2782-5906 |
DOI: | 10.15826/koinon.2022.03.1.010 |
Источники: | Koinon. 2022. Т. 3. № 1 |
Располагается в коллекциях: | KOINON |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
k_1_2022_10.pdf | 640,92 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.