Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/115791
Title: Институциональная составляющая в идеях и первых реформах художественной культуры русских авангардистов
Other Titles: The Institutional Component in the Thinking and the First Reforms in Artistic Culture of Russian Av ant-garde Artists
Authors: Стрижкова, Н. А.
Strizhkova, N. A.
Issue Date: 2022
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Стрижкова Н. А. Институциональная составляющая в идеях и первых реформах художественной культуры русских авангардистов / Н. А. Стрижкова. — Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2022. — Т. 28, № 2. — С. 121-136.
Abstract: Цель статьи — историко-культурологическое исследование недостаточно изученного социопрактического опыта художников русского авангарда: их новаторской деятельности по радикальной институциональной модернизации художественной культуры в первые годы советской власти. Методологической основой анализа выступает институционально-системный подход, поскольку именно феномен института интегрирует и упорядочивает разные компоненты художественной культуры: художественное сознание, социальных субъектов, их художественные практики и отношения, стратегические и конкретные программы (цели, ценности и способы), экономические и идеолого-политические условия. В статье осмысляются основные парадигмы и направления перестройки и системного развития художественной культуры и креативная роль художников-авангардистов, недолгий, но плодотворный опыт их сотрудничества с советской властью. Начавшись с содержательной координации художественной программы авангарда и идеологической программы политической власти, этот опыт продолжился в работе художников-авангардистов в государственных органах управления культурой, в их масштабном практическом участии в художественно-культурном строительстве, которое они пытались соединить с собственными новаторскими представлениями об искусстве и его социальной роли. Идеологами и руководителями этой программы преобразования являлись В. Кандинский, К. Малевич, А. Родченко, В. Т атлин, Н. Пунин, в реализации приняли участие многие художники авангарда. Результатом работы стало создание сети художественно-культурных институций нового типа, формирирование и реализация новой государственной политики в сфере художественной культуры, изменение принципов и форм организации и функционирования всех сторон художественной культуры. В результате исследования автор приходит к выводу, что недолгое пребывание художников авангарда во власти и реализация их программы институционального строительства оказали существенное влияние на развитие художественной культуры раннесоветского периода, выполнили задачу ее радикальной, не имевшей мировых аналогов модернизации, а позже даже в условиях искусственно прерванного процесса реформ стали ресурсом ее будущего развития.
The paper aims to carry out a historical and cultural examination of the insufficiently studied social practice experience of Russian avant-garde artists: their innovative activities leading towards radical institutional modernization of artistic culture in the early years of Soviet power. An institution-and-system approach laid the methodological groundwork for the analysis since it is the phenomenon of the institute that integrates and regularizes various components of artistic culture: artistic consciousness, social subjects, their artistic practices and relationships, strategic and specific programs (goals, values and methods), economic, ideological and political conditions. The paper reflects upon the main paradigms and directions of the restructuring and systemic development of artistic culture and the creative role of avant-garde artists, the short but fruitful experience of their collaboration with the Soviet government. It started with the substantive coordination of the artistic avant-garde program and the ideological program of political power. Then this experience resumed in the avant-garde artists’ work in state cultural management bodies, in their large-scale practical participation in artistic and cultural construction, which they tried to combine with their pioneering notions of art and its social role. V. Kandinsky, K. Malevich, A. Rodchenko, V.Tatlin, N. Punin were among the ideologists and leaders of this transformation program, many avant-garde artists also took part in its implementation. These efforts resulted in creating a network of artistic and cultural institutions of a new type, the formation and implementation of a new state policy in the field of artistic culture, the change in the principles and forms of organization and functioning of all aspects of artistic culture. The author concludes that the short tenure of avant-garde artists and the implementation of their institutional construction program had a significant impact on the development of artistic culture of the early Soviet period. It has fulfilled the task of its drastic modernization, which had no analogues in the world, and later, even in the face of an artificially interrupted reform process, became a resource for its future development.
Keywords: РУССКИЙ АВАНГАРД
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
МОДЕРНИЗАЦИЯ
ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОЕ КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
СИСТЕМНО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА
RUSSIAN AVANT-GARDE
ARTISTIC CULTURE
INSTITUTIONAL MODERNIZATION OF ARTISTIC CULTURE
POST-REVOLUTIONARY CULTURAL CONSTRUCTION
AN INSTITUTION-AND-SYSTEM ANALYSIS
URI: http://hdl.handle.net/10995/115791
RSCI ID: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48768771
ISSN: 2587-7151
2227-2275
DOI: 10.15826/izv1.2022.28.2.032
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2022. Т. 28. № 2
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 1, Проблемы образования, науки и культуры

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurp-2022-2-12.pdf600,7 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.