Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/114352
Название: | Эконометрическая оценка стратегических факторов развития приграничных регионов России |
Другие названия: | Econometric Estimation of Strategic Development Factors of Russian Border Regions |
Авторы: | Дорошенко, С. В. Посысоева, К. А. Doroshenko, S. V. Posysoeva, K. A. |
Дата публикации: | 2021 |
Издатель: | Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences Институт экономики Уральского отделения РАН |
Библиографическое описание: | Дорошенко С. В. Эконометрическая оценка стратегических факторов развития приграничных регионов России / С. В. Дорошенко, К. А. Посысоева // Экономика региона. — 2021. — Том 17, выпуск 2. — С. 431-444. — DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-2-6 |
Аннотация: | На приграничные исследования существенное влияние оказывают общемировые события. Так, в 1990-х гг. многие районы в разных странах превратились из внутренних в приграничные. Не исключение и Россия, где еще и изменения геополитической обстановки в 2014 г. вызвали необходимость формирования новой институциональной базы развития приграничных регионов. Цель исследования заключается в оценке влияния на социально-экономическое развитие факторов, выделяемых самими регионами в качестве стратегических именно с учетом приграничного положения. Для анализа были взяты 47 из 50 субъектов с приграничным статусом, которые были разделены на условные группы по наличию «старой» или «новой» (после 1991 г.) границы. Гипотеза исследования: выделяемые регионами стратегические факторы проявляются по-разному в условиях «старых» и «новых» границ. Временной период эмпирического анализа - 2000-2018 гг. Информационной базой послужили данные Федеральной службы государственной статистики и Единой межведомственной информационно-статистической системы. Модельные расчеты проводились в статистическом пакете Stata 14. Анализировалось пять групп факторов: транспортная инфраструктура, малое предпринимательство, внешняя торговля, туризм, экология, к которым были подобраны соответствующие показатели. В качестве объясняемой переменной был выбран валовой региональный продукт на душу населения в сопоставимых ценах 2018 г. Были рассмотрены три модели влияния факторов: на развитие всех приграничных регионов, на «новые» и «старые» регионы. Для каждой модели были построены сквозная регрессия, модели со случайными и фиксированными эффектами. По итогам проведенных тестов было определено, что модели с фиксированными эффектами наилучшим образом описывают данные исследуемых моделей. Результаты оценки подтвердили выдвинутую гипотезу и показали, что транспортная инфраструктура и туризм являются более значимыми факторами развития «новых» приграничных регионов, а экологическая обстановка, развитость малого предпринимательства и внешняя торговля в большей степени влияют на развитие «старых». Cross-border development is significantly influenced by global events, such as 1990s transformations, when different inland areas across the world became borderlands. Further, due to 2014 geopolitical changes, the Russian Federation had to establish a new institutional framework regulating the border regional development. The research aims to assess the impact of strategic factors on socio-economic development of these regions. For that purpose, we analysed 47 of 50 Russian border entities divided into two groups of old and new (established after the collapse of the USSR in 1991) border regions. We hypothesise that the factors considered as strategic in these territories manifest differently in old and new border regions. Empirical data, obtained from the Federal State Statistics Service and Unified Interdepartmental Statistical Information System, cover the period from 2000 to 2018. The simulation was conducted using the statistical package Stata 14. We analysed five groups of factors (transport infrastructure, small business, foreign trade, tourism, ecology) as well as corresponding indicators. Gross regional product per capita in comparable prices of 2018 was considered as a dependent variable. Then, we assessed three models explaining the impact of the examined factors on old and new border regions individually and in combination. For each model, pooled regression, as well as random and fixed effects models were constructed. Conducted simulations revealed that the fixed effects models best describe the analysed data. The research results confirmed the hypothesis, showing that transport infrastructure and tourism are more important for new border regions, while the factors of ecology, small business and foreign trade have a greater impact on the development of old borderlands. |
Ключевые слова: | ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ "СТАРОЕ" ПРИГРАНИЧЬЕ "НОВОЕ" ПРИГРАНИЧЬЕ ФАКТОРЫ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИЗМ МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА BORDER REGIONS OLD BORDERLANDS NEW BORDERLANDS FACTORS SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGIES TRANSPORT INFRASTRUCTURE TOURISM SMALL BUSINESS FOREIGN TRADE ECOLOGY MODELS ECONOMETRIC ESTIMATION |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/114352 |
Условия доступа: | Creative Commons Attribution License |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
Идентификатор РИНЦ: | 46173286 |
Идентификатор SCOPUS: | 85123329844 |
Идентификатор WOS: | 000663657500006 |
ISSN: | 2411-1406 2072-6414 |
DOI: | 10.17059/ekon.reg.2021-2-6 |
Сведения о поддержке: | Статья подготовлена в рамках плана НИР Института экономики УрО РАН на 2019–2021 гг. The article has been prepared in accordance with the plan of Institute of Economics of the Ural Branch of RAS for 2019–2021. |
Источники: | Экономика региона. 2021. Том 17, выпуск 2 |
Располагается в коллекциях: | Economy of Regions |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
2021_02_06.pdf | 513,79 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons