Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/114322
Название: Оценка качества онлайн-обучения в системе высшего образования в регионах
Другие названия: Quality Assessment of Online Learning in Regional Higher Education Systems
Авторы: Грицова, О. А.
Тиссен, Е. В.
Gritsova, O. A.
Tissen, E. V.
Дата публикации: 2021
Издатель: Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
Институт экономики Уральского отделения РАН
Библиографическое описание: Грицова О. А. Оценка качества онлайн-обучения в системе высшего образования в регионах / О. А. Грицова, Е. В. Тиссен // Экономика региона. — 2021. — Том 17, выпуск 3. — С. 929-943. — DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-3-15
Аннотация: Существенной проблемой развития региональной системы высшего образования является проблема качества онлайн-обучения, катализатором ускорения массовых процессов внедрения которого стала пандемия. Цель исследования - оценка удовлетворенности студентов качеством онлайн-обучения через выявление несоответствий условий фактической реализации учебного процесса ожиданиям и требованиям студентов - основных потребителей онлайн-обучения. Авторы предположили, что оценка удовлетворенности студентов должна основываться на взаимодополнении качественных и количественных измерений, поэтому в основе предложенного и апробированного подхода лежит комплексное использование анализа разрывов (Gap-analysis) и методики SERVOUAL, что позволяет выявлять и оценивать разрывы между ожиданиями и восприятиями студентов в отношении онлайн-обучения. При реализации адаптационных возможностей методики SERVOUAL разработаны вопросы анкеты для определения удовлетворенности студентов онлайн-обучением по следующим критериям: материальность, достоверность, отзывчивость, убежденность, сочувствие. В исследовании приняли участие студенты двух вузов, обучающиеся по программам бакалавриата гуманитарного и социально-экономического профилей, очной и заочной форм обучения: студенты УрФУ, онлайн-обучение которых проходит с более высокой степенью непосредственных коммуникаций на платформах Moodle, Microsoft Teams, и студенты НТИ НИЯУ МИФИ - слушатели массовых открытых онлайн-курсов. Результаты работы: построена и апробирована модель оценки качества онлайн-обучения через определение несоответствий между фактическим восприятием студентами образовательного процесса и их ожиданиями, выявлены и оценены несоответствия по всем пяти группам критериев. Наиболее существенными являются несоответствия по критериям «сочувствие» и «отзывчивость» в обеих группах, что демонстрирует низкую оценку удовлетворенности студентов качеством коммуникаций и индивидуализации обучения. Результаты работы могут быть применены при формировании моделей распределения ресурсов как при реализации образовательных программ руководством вуза, так и при принятии решений о распределении ресурсов при разработке мер поддержки региональных вузов.
The quality of online learning mechanisms, widely implemented due to the COVID-19 pandemic, is a significant issue for regional higher education systems. The research aims to assess student satisfaction with the quality of online education by identifying discrepancies between their requirements and the actual learning process. In order to examine the gaps between students’ expectations and perceptions, a new approach was proposed based on the integrated use of Gap analysis and SERVQUAL methodology, combining qualitative and quantitative aspects. SERVQUAL questionnaires for measuring student satisfaction with online learning include the following criteria: tangibles, reliability, responsiveness, assurance, empathy. Full- and part-time undergraduates of humanitarian and socio-economic departments of two universities participated in the study. Ural Federal University bachelors, learning via Moodle and Microsoft Teams platforms, could directly communicate with their peers and professors, while students of National Research Nuclear University MEPhI were engaged in massive open online courses (MOOC). As a result, all five criteria were analysed in the proposed model for quality assessment of online learning to reveal the gaps between students’ expectations and perceptions of the educational process. Significant discrepancies in the «empathy» and «responsiveness» criteria in both groups demonstrate low student satisfaction with the quality of communication and individualisation of learning. The research findings can be used to construct resource allocation models for implementing educational programmes and developing support measures for regional higher education institutions.
Ключевые слова: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
ПОТРЕБИТЕЛИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ
GAP-МОДЕЛЬ
МЕТОДИКА SERVQUAL
ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
НЕСООТВЕТСТВИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОЖИДАНИЯМ
HIGHER EDUCATION
ONLINE LEARNING
REGIONAL UNIVERSITY
REGIONAL SYSTEM
REGIONALISATION OF HIGHER EDUCATION
EDUCATIONAL TECHNOLOGY
EDUCATION QUALITY ASSESSMENT
ONLINE LEARNING STUDENTS
GAP ANALYSIS
SERVQUAL METHODOLOGY
STUDENT SATISFACTION ASSESSMENT
DISCREPANCIES BETWEEN PERCEPTIONS AND EXPECTATIONS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/114322
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 46590399
Идентификатор SCOPUS: 85117886829
Идентификатор WOS: 000702390200015
Идентификатор PURE: 23755681
ISSN: 2411-1406
2072-6414
DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-3-15
Источники: Экономика региона. 2021. Том 17, выпуск 3
Располагается в коллекциях:Economy of Region

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
2021_03_15.pdf510,4 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons