Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/111009
Title: Воспитатели нации: Вильгельм фон Гизебрехт и Антонин Гиндели
Other Titles: Educators of Nation: Wilhelm von Gisebrecht and Anton Gindely
Authors: Бут, Ю. Е.
Баченина, В. В.
But, Yu. E.
Bachenina, V. V.
Issue Date: 2022
Publisher: Издательский отдел УрГПУ
Citation: Бут Ю. Е. Воспитатели нации: Вильгельм фон Гизебрехт и Антонин Гиндели / Ю. Е. Бут, В. В. Баченина. — Текст : непосредственный // Imagines mundi : альманах исследований всеобщей истории XVI—XX вв. — № 12. — Сер. Германика. Вып. 1. — Екатеринбург : Издательский отдел УрГПУ, 2022. — С. 93-110.
Abstract: Формирование повествовательных конструкций нации и становление национальных историописаний во второй половине XIX в. во многом зависело от тех подходов к изложению истории, которые использовали в своих трудах авторитетные профессиональные историки того времени. В статье рассмотрены два различных подхода к написанию национальной истории, представленные в работах центральноевропейских историков, основным научным языком которых был немецкий, – Вильгельма фон Гизебрехта и Антонина Гиндели. Становление их профессиональных взглядов рассматривается в тесной связи с их биографиями. Концепция национальной истории Гизебрехта сформировалась под влиянием романтических и позитивистских традиций. Она обеспечила немцам единую интеллектуальную платформу и общее «великое прошлое» в процессе строительства национального государства. Современник Гизебрехта «староавстриец» Гиндели использовал иной, а именно транснациональный, подход к написанию истории своего государства, исходя из представления об общем прошлом нескольких народов, объединенных традиционной преданностью правящему дому. Представленные в статье результаты показывают, что центральноевропейские национальные историописания формировались под воздействием различных подходов.
In the second half of the nineteenth century, narrative constructions of a nation and national history writings largely depended on the approaches of reputable professional historians of the time. The article considers two different approaches to national history writing that were exploited in the works by Wilhelm von Gisebrecht and Anton Gindely, who used German as their academic language. The development of their professional views is regarded as closely connected with their biographies. Gisebrecht’s concept of national history was influenced by the romanticist and positivistic traditions. It provided a common intellectual platform as well as a common “Great Past” for Germans during the nation-building process. Gisebrecht’s contemporary, “old-Austrian” Gindely applied another, the so-called transnational approach to the history writing of his state. He proceeded from a common past of several peoples, who were united by a traditional loyalty to the ruling dynasty. The results of the article show how the Central European national history writings were being influenced by different approaches.
Keywords: ИСТОРИКИ
НАЦИОНАЛИЗМ
ИСТОРИОПИСАНИЕ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВО
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА
ГАБСБУРГСКАЯ ИМПЕРИЯ
ГЕРМАНИЯ
ГЕРМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ
NATIONAL HISTORY
HISTORY WRITING
TRANSNATIONAL HISTORY
NATION-BUILDING
CENTRAL EUROPE
HABSBURG EMPIRE
GERMANY
DEUTSCHES KAISERREICH
URI: http://hdl.handle.net/10995/111009
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=48411718
ISBN: 978-5-7186-1936-2
metadata.dc.description.sponsorship: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-59-23005 «Монархия Габсбургов: новые направления в изучении экономического, социально-политического и национального развития композитарного государства Центральной Европы».
Origin: Imagines mundi : альманах исследований всеобщей истории XVI—XX вв. № 12. Сер. Германика. Вып. 1
Appears in Collections:IMAGINES MUNDI : альманах исследований всеобщей истории XVI-XX вв.

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
im-11-12-ger-1-2022.pdf461,59 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.