Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/110670
Название: A Cognitive Approach in Onomastics: Some Notes on Metaphorical Place-Names
Другие названия: Когнитивный подход в ономастике: к проблеме изучения метафорических топонимов
Авторы: Ресеги, К.
Reszegi, K.
Дата публикации: 2021
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Reszegi K.A Cognitive Approach in Onomastics: Some Notes on Metaphorical Place-Names / K. Reszegi // Вопросы ономастики. — 2022. — Т. 19, № 1. — С. 235-244.
Аннотация: В рамках когнитивной лингвистики метафора рассматривается как универсальный когнитивный механизм, играющий ключевую роль в процессах мышления и понимания, в создании социальной, культурной, психологической реальности. Одна из разновидностей метафоры — образная метафора — проявляется в практике именования географических объектов. С опорой преимущественно на данные венгерского языка (спорадически с привлечением данных иных языков) в статье дается краткое описание механизма образной метафоры, обзор семантических зон, чаще всего служащих областью источника и областью мишени в метафорических топонимах, а также характеристики географических объектов, лежащие в основе концептуальной проекции в процессе метафорического переноса. Показано, что метафорическое именование географических объектов может происходить посредством трансонимизации и вовлекать механизм энантиосемии для создания иронической оценки. Тот факт, что метафорические топонимы чаще всего встречаются среди неофициальных географических названий, оказал существенное влияние на статус этих названий в ономастических исследованиях. Как правило, метафорические топонимы относятся к области микротопонимии, при этом их частотность варьирует в разных регионах и ареалах, что может быть объяснено различным «весом» готовых метафорических моделей номинации в языковом сознании жителей разных областей, а это, в свою очередь, может влиять на их готовность использовать метафоры при номинировании новых объектов. Автор подчеркивает, что вопреки невысокой частотности их употребления в исторических источниках, метафорические топонимы представляют собой древний тип географических названий, и очерчивает основные направления дальнейшего их изучения.
In the framework of cognitive linguistics, metaphor is considered as a general cognitive mechanism that plays a fundamental role in human thinking and understanding, in the creation of our social, cultural, and psychological reality, while also impacting our language use. One of its special types, the image metaphor, also appears in name-giving and serves as the basis of a specifi c toponym type. With reference primarily to Hungarian toponymic corpus and, sporadically, to other languages, this paper provides a brief description of the mechanism of image metaphor and an overview of typical target concepts and source domains of metaphorical toponyms and of the features of the geographical objects that constitute the basis for metaphorical mappings. It is shown that metaphorical naming may be based on transonymization and involve enantiosemy that helps create irony. The fact that metaphorical place-names are most frequently documented when collecting unofficial toponymy has a signifi cant impact on their status in onomastic research. Being most often microtoponyms, metaphorical place-names display clear quantitative variation from one area to another, which can be explained by the weight the metaphorical naming patterns have among the speakers living in different regions, which, in turn, may influence their readiness to use those or similar patterns for naming new objects. The author also suggests that despite their numerical scarcity in historical sources, metaphorical toponyms constitute a long-standing ancient class of names, and outlines some perspectives for the further study.
Ключевые слова: ТОПОНИМИЯ
МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ИМЕНОВАНИЕ
ОБРАЗНАЯ МЕТАФОРА
ОБЛАСТЬ ИСТОЧНИКА
ОБЛАСТЬ МИШЕНИ
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА
TOPONYM
METAPHORICAL NAME-GIVING
IMAGE METAPHOR
TARGET CONCEPT
SOURCE DOMAIN
MAPPING
COGNITIVE LINGUISTICS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/110670
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48378315
ISSN: 1994-2451
1994-2400
DOI: 10.15826/vopr_onom.2022.19.1.012
Источники: Вопросы ономастики. 2022. Том 19. № 1
Располагается в коллекциях:Вопросы ономастики

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
vopon_2022_1_12.pdf461,31 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.