Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/110662
Название: Урочище Гöрдчой ʻКрасная гораʼ в фольклорной топографии коми-зырянской Вишеры
Другие названия: The Place Name Gördchoy (‘Red Mount’) in the Folklore Topography of the Vishera River Basin
Авторы: Панюков, А. В.
Panyukov, A. V.
Дата публикации: 2022
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Панюков А. В. Урочище Гöрдчой ʻКрасная гораʼ в фольклорной топографии коми-зырянской Вишеры / А. В. Панюков // Вопросы ономастики. — 2022. — Т. 19, № 1. — С. 66-83.
Аннотация: Понимая под фольклорной топографией всю совокупность топографических знаний о местности, транслируемых фольклорной традицией, автор рассматривает в статье топоним Гöрдчой, ярко отражающий специфику локальной традиции коми-зырянской Вишеры. Генетически Вишера связана с вымской культурой вычегодских пермян; в период сложения вишерской локальной этнографической группы все ее традиционные инфраструктуры (хозяйственно-экономические, культурно-исторические, религиозные и др.) были ориентированы на верховья рек вычегодского бассейна. Длительное время на Верхней и Средней Вычегде не было оседлого населения. В XVI в. Верхняя Вычегда начала заселяться, вследствие чего жизнь вишерцев постепенно переориентировалась «на Вычегду». В это время основным «входом» на территорию бассейна Вишеры стало устье этой реки, где и локализован рассматриваемый в статье топоним — урочище Гöрдчой ‘Красная гора’. В силу пространственной и цветовой выделенности этот топоним стал маркером границы «вишерской» земли и оброс значительным фольклорным репертуаром. В качестве отдельного его блока автор выделяет многочисленные версии объяснения так называемого вишерского феномена — отсутствия крыс на территории бассейна Вишеры. В связи с этим, с одной стороны, рассматриваются мифологические сюжеты о местном колдуне Тювэ, проклявшем крыс, и предания о Стефане Пермском, а с другой стороны — «антимифологические», научно ориентированные версии. Автором показано, что урочище Гöрдчой, воспринимаясь в качестве сакральной границы, выступает в местном фольклоре и как «нечистое» место; в результате многократного наложения сюжетообразующих ситуаций, так или иначе связанных с данным объектом, в фольклорной топографии Вишеры возник еще один топографический слой, в котором Гöрдчой выступает как местный центр обитания нечистой силы. После строительства новой автомагистрали урочище перестало играть роль границы вишерской территории и стало восприниматься как фольклорный образ с размытыми топографическими координатами.
Seeing folklore topography as an ensemble of all topographic knowledge reflected in local folklore, the author considers the place name Gördchoy that is very revealing of the Vishera river basin folklore tradition. Genetically, the Vishera area is related to Vymskaya culture of the Permians of Vychegda. During the formation of the Vishera local ethnographic group, all its traditional infrastructures (economic, cultural, historical, religious, etc.) were focused on the upper reaches of the Vychegda basin. For a long time, there was no settled population in Upper and Middle Vychegda. In the 16th century, when fi rst settlers came to the Upper Vychegda, the life of the Vishera people gradually refocused there. At that time, the main “entry point” to the territory of the Vishera basin was the mouth of this river and this is exactly where the toponym Gördchoy ‘Red Mountain’ was localized. Due to the emphasis on spatial and color characteristics, this toponym became a marker of the “Vishera” land border and acquired a signifi cant folklore repertoire. Apart from that, the author considers numerous versions explaining the so-called Vishera phenomenon — the absence of rats in the Vishera basin. In this regard, he tackles both mythological plots (about the local sorcerer Tuve who cursed rats and legends about Stefan of Perm) and “anti-mythological,” scientifi cally grounded versions. The author shows that Gördchoy, regarded as a sacred border, also appears in local folklore as a “haunted” place. Due to the repeated overlapping of narratives that are somehow related to this object, the folklore topography of Vishera developed another layer in which Gördchoy is a local center possessed by evil spirits. After the construction of a new highway, the Gördchoy tract lost its border function for the Vishera territory and began to be perceived as a folklore image with blurred topographic coordinates.
Ключевые слова: КОМИ-ЗЫРЯНЕ
ТОПОНИМИЯ
ФОЛЬКЛОР
ФОЛЬКЛОРНАЯ ТОПОГРАФИЯ
РЕКА ВИШЕРА
УРОЧИЩЕ ГÖРДЧОЙ
САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
«НЕЧИСТЫЕ» МЕСТА
KOMI-ZYRYANS
TOPONYMY
FOLKLORE
FOLKLORE TOPOGRAPHY
VISHERA RIVER
GORDCHOY TRACT
SACRED SPACE
MYTHOLOGICAL REPRESENTATIONS
“HAUNTED” PLACES
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/110662
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48378307
ISSN: 1994-2451
1994-2400
DOI: 10.15826/vopr_onom.2022.19.1.004
Источники: Вопросы ономастики. 2022. Том 19. № 1
Располагается в коллекциях:Вопросы ономастики

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
vopon_2022_1_04.pdf397,85 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.