Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/110297
Название: Литературные проекции французской культуры в русской словесности XVIII в.: между галломанией и галлофобией
Другие названия: Literary Projections of French Culture in 18th-Century Russian Writing: Between Gallomania and Gallophobia
Авторы: Приказчикова, Е. Е.
Prikazchikova, E. Ye.
Дата публикации: 2022
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Приказчикова Е. Е. Литературные проекции французской культуры в русской словесности XVIII в.: между галломанией и галлофобией / Е. Е. Приказчикова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2022. — Т. 24, № 1. — С. 102-117.
Аннотация: В статье на примере литературных проекций французской культуры на русскую словесность XVIII столетия рассматривается эволюция галломании как важнейшего феномена русской дворянской культуры. Целью статьи является исследование основных этапов галломании в русской литературе: от А. Кантемира до И. А. Крылова. Анализ данных этапов позволяет проследить, как русская литература через осмеивание различных типов русских галломанов и видов галломанского поведения осуществляла решительный поворот от собственно галломании к галлофобии как почти полному отвержению французской культуры и отказу следовать предписаниям Парижа во всех сферах бытия — от политики до моды. Основными методами, используемыми в работе, являются методы культурно-исторического, типологического и идейно-образного анализа текстов. Типология образа галломана как «русского француза», получающая различные культурные формы в 1730–1750-е, 1760–1770-е и 1790–1800-е гг., определила различные идейно-образные установки литературных текстов XVIII столетия. В 1730–1750-е гг. доминирующим образом галломана оказывался щеголь-петиметр, для которого галломания ассоциировалась с предметами «модного лексикона». Образ подобного петиметра можно найти в сатирах А. Кантемира, эпистолах и комедиях А. П. Сумарокова. В 1760–1770-е гг. на смену модной галломании приходит галломания идеологическая, включающая в себя как философию вольтерьянства, так и реакцию на создание в Западной Европе культурного мифа о Восточной Европе, образцом которой была Россия. Данный этап в развитии галломании характеризуется появлением ярко выраженных галлофобских настроений, находящих свое отражение в творчестве Д. И. Фонвизина и Н. И. Новикова. Наконец, третий период галломании в условиях обострившегося военного и политического противостояния России и Франции характеризуется заострением гендерной составляющей, когда носителями галломанского сознания становятся в основном модные женщины и девушки («Модная жена» И. И. Дмитриева, комедии И. А. Крылова), не имеющие соответствующей мужской параллели.
Using the example of the literary projections of French culture on the Russian literature of the eighteenth century, this article examines the evolution of Gallomania as the most important phenomenon of Russian noble culture. The aim of the article is to study the main stages of Gallomania in Russian literature from A. Kantemir to I. A. Krylov. An analysis of these stages makes it possible to trace how Russian literature, through ridiculing various types of Russian Gallomaniacs and types of Gallomaniac behaviour, made a decisive turn from Gallomania in its full sense to Gallophobia as an almost complete rejection of French culture and refusal to follow the precepts of Paris in all spheres of life — from politics to fashion. The main methods used in this work are the methods of cultural-historical, typological, and conception-character analysis of texts. The typology of the image of the Gallomaniac as a “Russian Frenchman”, which received various cultural forms in the 1730s–1750s, 1760s–1770s, and 1790s–1800s, determined various conceptcharacter orientations of literary texts of the eighteenth century. Between the 1730s and 1750s, the dominant image of the Gallomaniac was the petit maître, for whom Gallomania was associated with objects of the “fashionable vocabulary”. The image of such a petit maître can be found in the satires of A. Kantemir, epistles, and comedies of A. P. Sumarokov. In the 1760s–1770s, fashionable Gallomania was replaced by ideological Gallomania, which included both the philosophy of Voltaireanism and the reaction to the creation of a cultural myth about Eastern Europe in Western Europe, of which Russia was an example. This stage in the development of Gallomania is characterised by the emergence of a pronounced Gallophobic mood, which is reflected in the works of D. I. Fonvizin and N. I. Novikov. Finally, the third period of Gallomania in the context of an aggravated military and political confrontation between Russia and France is characterised by accentuating the gender component, when mainly fashionable women and girls (Fashionable Wife by I. I. Dmitriev, comedies by I. A. Krylov) became the medium of Gallomanic mentality, who do not have corresponding male parallels.
Ключевые слова: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
ГАЛЛОМАНИЯ
ПЕТИМЕТР
ГАЛЛОФОБИЯ
ВОЛЬТЕРЬЯНСТВО
КУЛЬТУРНЫЙ МИФ О ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
18TH-CENTURY RUSSIAN LITERATURE
GALLOMANIA
PETIT MAÎTRE
GALLOPHOBIA
VOLTAIREANISM
CULTURAL MYTH OF EASTERN EUROPE
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/110297
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48273153
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2022.24.1.007
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2022. Т. 24. № 1
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2022-1-07.pdf254,44 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.