Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/110281
Название: Образное осмысление звука в героическом эпосе народов Сибири
Другие названия: Figurative Interpretation of Sound in the Heroic Epic Poetry of Peoples of Siberia
Авторы: Кузьмина, Е. Н.
Арбачакова, Л. Н.
Kuzmina, E. N.
Arbachakova, L. N.
Дата публикации: 2022
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Кузьмина Е. Н. Образное осмысление звука в героическом эпосе народов Сибири / Е. Н. Кузьмина, Л. Н. Арбачакова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2022. — Т. 24, № 1. — С. 9-22.
Аннотация: Цель авторов статьи — представить анализ специфики изображения звука и музыки в произведениях героического эпоса народов Сибири, сохранивших до последнего времени свою эпическую традицию. Ряд эпических текстов алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев явился базовым источником данного исследования. Как показал обзор теоретических работ, проведенный в статье, музыкальный аспект эпоса, привлекавший внимание ученых, был в основном сосредоточен на изучении эпического интонирования, тембра и использовании сказителями инструментов для музыкального сопровождения (В. И. Вербицкий, В. В. Радлов, Н. П. Дыренкова, А. В. Анохин, Н. А. Баскаков, Л. П. Потапов, Ю. И. Шейкин, Р. Б. Назаренко, Г. Б. Сыченко, О. Э. Добжанская и др.). Применение типологического метода позволило провести сравнительный анализ текстовых фрагментов из эпоса тюрко-монгольских народов, на основании которого сделаны выводы о том, что шумовые звуки переданы в текстах с помощью звукоподражательных слов (ономатопея, идеофон). Музыка передается через описание ее воздействия на персонажей, животных и природные объекты. Она может быть исцеляющей и разрушающей. В этих описаниях заключен звуковой код, который так же, как и все другие приемы эпоса, направлен на раскрытие эпических образов. Устная природа функционирования фольклорных произведений позволяет прибегать к выразительным приемам и средствам, оживляющим некоторую монотонность в исполнении монументальных эпических текстовых полотен. К таким, в частности, относятся различные идеофоны. Описания звуков, пения и музыки облекаются в героических сказаниях в устойчивые поэтические стереотипы, которые составляют фонд «общих мест» эпоса. Сравнение этих описаний показывает их сходство в структурном, поэтическом и композиционном строении, а также в одинаковом наборе художественно-изобразительных средств, используемых для создания образов.
The authors of the article analyse the specifics of the depiction of sound and music in the heroic epic poetry of peoples of Siberia, who have preserved their epic tradition until recently. The authors refer to a number of epic texts by Altaians, Buryats, Tuvinians, Khakassians, and Shors. As demonstrated by the review of theoretical works carried out in the article, the musical aspect of the epic, which has attracted the attention of scholars, was focused on the study of epic intonation, timbre, and the use of musical instruments to accompany the storytelling (V. I. Verbitsky, V. V. Radlov, N. P. Dyrenkova, A. V. Anokhin, N. A. Baskakov, L. P. Potapov, Yu. I. Sheikin, R. B. Nazarenko, G. B. Sychenko, O. E. Dobzhanskaya, etc.). The use of the typological method makes it possible to carry out a comparative analysis of text fragments from the epics of the Turco-Mongol peoples, based on which it is concluded that noise sounds are conveyed in texts using onomatopoeias and ideophones. Music is conveyed through the description of its impact on characters, animals, and natural objects. It can be healing and destructive. These descriptions contain a sound code, which, like all other techniques of the epic, is aimed at conveying epic images. The oral nature of the functioning of folklore works makes it possible to use expressive techniques and means that give life to a certain monotony in the performance of monumental epic texts. More particularly, these include various ideophones. Descriptions of sounds, singing, and music are presented in stable poetic stereotypes in heroic epic poetry, which constitute the fund of the “common places” of the epic. The comparison of these descriptions shows their similarity in the structural, poetic, and compositional form, as well as in the same set of artistic and pictorial means used to create images.
Ключевые слова: ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС НАРОДОВ СИБИРИ
ЗВУК И МУЗЫКА В СКАЗАНИЯХ
АЭРОФОНЫ
НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ИДЕОФОНЫ
ЭПИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ
HEROIC EPIC POETRY OF PEOPLES OF SIBERIA
SOUND AND MUSIC IN TALES
AEROPHONES
FOLK MUSICAL INSTRUMENTS
IDEOPHONES
EPIC STEREOTYPES
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/110281
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48273147
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2022.24.1.001
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2022. Т. 24. № 1
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2022-1-01.pdf343,02 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.