Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/110264
Название: Роль российских предпринимателей в создании курортов Крыма в конце XIX — начале ХХ в. (на примере Симеиза и Гурзуфа)
Другие названия: The Role of Russian Entrepreneurs in the Creation of Crimean Resorts in the Late 19th — Early 20th Centuries (with Reference to Simeiz and Gurzuf)
Авторы: Борщик, Н. Д.
Borschik, N. D.
Дата публикации: 2022
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Борщик Н. Д. Роль российских предпринимателей в создании курортов Крыма в конце XIX — начале ХХ в. (на примере Симеиза и Гурзуфа) / Н. Д. Борщик // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2022. — Т. 24, № 1. — С. 181-192.
Аннотация: Цель настоящего исследования — проследить основные этапы строительства курортных поселков Южного берега Крыма в конце XIX — начале ХХ в. и их специфику, оценить вклад российских предпринимателей в развитие курортного дела в Крыму. На основании корпуса источников, хранящихся в фондах Российского государственного исторического архива и Государственного архива Республики Крым, установлено, что ведущая роль в становлении и процветании популярнейших крымских курортов, Симеиза и Гурзуфа, принадлежит известным российским предпринимателям — представителям династии Мальцовых и П. И. Губонину соответственно. Благодаря их усилиям и инвестициям, некогда безлюдные и пустынные местности превратились в комфортабельные, удобные для проживания, отдыха и оздоровления поселки с развитой инфраструктурой. Залогом успешного функционирования курортов можно считать и привлечение к возведению поселков широкого круга профессионалов: архитекторов, инженеров, строителей, управляющих, садовников и т. д. Отмечены особенности новых мест отдыха: Симеиз развивался в результате индивидуальной застройки в соответствии со вкусами хозяев, а Гурзуф стал образцом гостиничного хозяйства того времени. Сделаны выводы о том, что при помощи гибкой ценовой политики гостиницы, пансионы и дачи стали доступны для состоятельных приезжающих не только знатного происхождения. В свою очередь, отдыхающая в Крыму публика с энтузиазмом знакомилась с местными достопримечательностями, что стало основой становления индустрии туризма в регионе. Крым в целом из элитарного места отдыха для царствующих особ и приближенных к ним лиц на рубеже XIX–XX вв. стал известен как «Русская Ривьера», популярный в России курорт, чье поступательное развитие было прервано событиями Октября 1917 г. и последующей Гражданской войны.
This study aims to trace the main stages of the construction of resort villages on the southern coast of Crimea between the late nineteenth and early twentieth centuries and their specifics and evaluate the contribution of Russian entrepreneurs to the development of resort business in Crimea. Based on the body of sources kept in the funds of the Russian State Historical Archive and the State Archive of the Republic of Crimea, it is established that the leading role in the formation and prosperity of the most popular Crimean resorts, Simeiz and Gurzuf, belongs to famous Russian entrepreneurs, i.e. representatives of the Maltsov dynasty and P. I. Gubonin, respectively. Thanks to their efforts and investments, once deserted and abandoned areas became villages with a developed infrastructure comfortable for living. Also, the involvement of a wide range of professionals in the construction of villages, such as architects, engineers, builders, managers, gardeners, etc. can be considered key to the successful functioning of resorts. The author singles out features of new places of rest: Simeiz developed because of individual development in accordance with the owners’ tastes, and Gurzuf became a model of hotel business of the time. The author concludes that with the help of a flexible pricing policy, hotels, guesthouses, and cottages became available to wealthy visitors not only of noble origin. In its turn, the public vacationing in Crimea enthusiastically got acquainted with local attractions, which became the basis for the formation of the tourism industry in the region. Crimea ceased to be an elitist place of rest for the royalty and persons close to them at the turn of the twentieth century and turned into the “Russian Riviera”, a popular resort in Russia, whose progressive development was interrupted by the events of October 1917 and the subsequent Civil War.
Ключевые слова: ИМПЕРСКАЯ РОССИЯ
КРЫМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
КУРОРТНОЕ ДЕЛО
ТУРИЗМ
МАЛЬЦОВЫ
ГУБОНИН
СИМЕИЗ
ГУРЗУФ
IMPERIAL RUSSIA
CRIMEA
ENTREPRENEURSHIP
RESORT BUSINESS
TOURISM
MALTSOVS
GUBONIN
SIMEIZ
GURZUF
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/110264
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48273158
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2022.24.1.012
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2022. Т. 24. № 1
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2022-1-12.pdf235,15 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.