Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/110262
Название: Внешкольная деятельность земств по преодолению рецидивов безграмотности (на материалах Пермской губернии)
Другие названия: Out-of-School Activities of Zemstvos to Overcome Relapses into Illiteracy (with Reference to Perm Province)
Авторы: Исмакаева, И. Д.
Ismakaeva, I. D.
Дата публикации: 2022
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Исмакаева И. Д. Внешкольная деятельность земств по преодолению рецидивов безграмотности (на материалах Пермской губернии) / И. Д. Исмакаева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2022. — Т. 24, № 1. — С. 149-164.
Аннотация: В статье на примере Пермского земства рассматривается роль внешкольной деятельности земских учреждений по преодолению рецидивов безграмотности — утраты навыков грамотности и возобновления или возвращения состояния неграмотности. Одними из первых обратили внимание на эту проблему сами земские деятели, которые были тесно связаны с организацией народного образования. На основе анализа материалов земского делопроизводства — журналов Пермского губернского земского собрания и докладов управы — и периодической печати выделено два основных направления деятельности земских учреждений в этой области — организация мероприятий по закреплению, поддержанию и совершенствованию навыков грамотности и создание инфраструктуры, позволяющей преодолевать и предотвращать рецидивы безграмотности. Напрямую на решение этой задачи была направлена деятельность Пермского земства по устройству воскресных, повторительных и других видов занятий, библиотек, народных чтений. Именно обучение в воскресных школах, повторительно-дополнительных классах и участие в соответствующих мероприятиях способствовало поддержанию и даже повышению имеющегося уровня грамотности, а также предотвращению рецидивов безграмотности. Инфраструктуру составляли собственно организационные мероприятия и формы деятельности земских учреждений по внешкольному образованию, соответствующие институции, которые в начале XX в. еще только формировались, специалисты — «внешкольники», необходимость которых отмечалась земскими деятелями, и материальные объекты. В исследовании показано, что, несмотря на невысокие результаты в ряде направлений, в целом деятельность земских учреждений по предотвращению и преодолению рецидивов безграмотности была определенным шагом, направленным на решение важных социокультурных проблем, и имела существенное значение для развития внешкольного образования в рассматриваемый исторический период.
Referring to Perm Zemstvo, this article considers the role of out-of-school activities of Zemstvo establishments in overcoming relapses into illiteracy, i.e. the loss of literacy skills and the return of the state of illiteracy. The Zemstvo leaders themselves, who were closely connected with the organisation of public education, were among the first to pay attention to this problem. The article highlights two main areas of activity of the Zemstvo in this field based on the analysis of materials of the Zemstvo records management such as journals of the Perm Provincial Zemstvo Assembly, reports, and periodicals. The two areas are the organisation of activities to improve literacy and the creation of an infrastructure to fight and prevent illiteracy. The activities of Perm Zemstvo in this area were aimed at organising Sunday, revision, and other types of schools and classes, libraries, and public readings. It was Sunday and revision and extracurricular classes and other activities that helped to maintain and improve the existing literacy rate, as well as prevent the recurrence of illiteracy. The infrastructure consisted of organisational measures proper and forms of Zemstvo’s activity in adult education, institutions, specialists that were only being formed in the early twentieth century, i.e. “adult education specialists” (Rus. vneshkolniki) that were seen as necessary, and material objects. The study shows that, despite the low results in some areas, the activities of the Zemstvo to prevent and overcome relapses of illiteracy in general were a definite step aimed at solving important sociocultural problems and were essential for the development of extracurricular education in this historical period.
Ключевые слова: ГРАМОТНОСТЬ
РЕЦИДИВ БЕЗГРАМОТНОСТИ
ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПЕРМСКОЕ ЗЕМСТВО
ЗЕМСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
БИБЛИОТЕКИ
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ
НАРОДНЫЕ ДОМА
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
LITERACY
RELAPSE INTO ILLITERACY
OUT-OF-SCHOOL EDUCATION
PERM ZEMSTVO
ZEMSTVO
LIBRARIES
CLASSES FOR ADULTS
PUBLIC READINGS
PEOPLE’S HOUSE
HISTORY OF EDUCATION
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/110262
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48273156
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2022.24.1.010
Сведения о поддержке: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-33059 «Земское самоуправление и парламентское представительство как ключевые явления социокультурной и политической трансформации России во второй половине XIX — начале XX в.».
The study was funded by the Russian Foundation for Basic Research and Expert Institute for Social Research, project 20-011-33059 “Zemstvo Self-Government and Parliamentary Representation as a Key Phenomenon of the Socio-Cultural and Political Transformation of Russia in the Second Half of the 19th — Early 20th Centuries”.
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2022. Т. 24. № 1
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2022-1-10.pdf571,99 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.