Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/110260
Название: Первые арифметические школы Урала (1721– 1725)
Другие названия: The First Arithmetic Schools in the Urals (1721–1725)
Авторы: Сафронова, А. М.
Safronova, A. M.
Дата публикации: 2022
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Сафронова А. М. Первые арифметические школы Урала (1721– 1725) / А. М. Сафронова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2022. — Т. 24, № 1. — С. 118-132.
Аннотация: В статье раскрываются обстоятельства открытия первых арифметических школ на Урале, вместе со словесными школами положивших начало формированию нового вида учебных заведений России, принадлежавших горному ведомству, и в 1730-е гг. ставших самыми крупными светскими учебными заведениями России с демократическим составом учащихся. Благодаря этим школам комплектовались места заводских учеников при специалистах различного профиля, велась подготовка квалифицированных кадров для развивающейся уральской промышленности. Раскрываются первые действия властей по организации арифметических школ на Уктусском заводе и в Кунгуре, которым в 2021 г. исполнилось 300 лет, роль в этом начальника заводов В. Н. Татищева и Берг-коллегии. Показывается, что в 1720–1721 гг. Берг-коллегия, заинтересованная в подготовке кадров для заводов из местной молодежи, разрешила принимать в школы детей подьячих, духовенства, проживавших на территориях, не подчиненных горной власти; более того, привлекать и приписных к заводам крестьян, что явилось единственным примером в истории России того времени. Прослеживаются действия В. Н. Татищева по сбору детей в школы, пополнению их учениками, назначении им казенного жалованья. Устанавливается количество обучавшихся в школах детей, места их распределения к делам, раскрываются сложные материальные условия обучения детей вдали от своих домов. Особое внимание уделяется составу учителей, назначавшихся из выпускников московской Артиллерийской школы, которые параллельно с обучением исполняли свои основные заводские обязанности, за исключением одного, работавшего только с детьми в Уктусской школе. Раскрыта судьба Кунгурской арифметической школы — перевод ее учащихся в 1725 г. в Екатеринбург по указу Берг-коллегии , куда в марте 1724 г. были переведены учащиеся Уктусской школы.
This article describes the circumstances behind the opening of the first arithmetic schools in the Urals. Together with grammar schools, they formed a new type of educational institutions of Russia, belonging to the mining department and becoming the largest secular educational institutions of Russia with a democratic structure of students in the 1730s. Thanks to these schools, it was possible to arrange factory apprenticeships for specialists in various fields, and qualified personnel were trained for the developing Ural industry. The author describes the first actions of the authorities taken to organise arithmetic schools at the Uktus Plant and in Kungur, which celebrated their 300th anniversaries in 2021, as well as the role of Vasily Tatishchev, the chief of the factories, and the Collegium of Mining (Bergkollegia) in that. It is demonstrated that in 1720–1721, being interested in staff training for factories made up by local youth, the Collegium of Mining made it possible for schools to accept children of scribes and clergymen residing in the territories but not subordinated to the mining authorities; moreover, such schools also made it possible for peasants assigned to plants to join, which was a unique example in the history of Russia at the time. The article traces Vasily Tatishchev’s actions in enrolling children to schools, replenishing them with pupils and assigning them government salaries. Additionally, the author establishes the number of children taught in such schools, the places of their distribution to the cases, and reveals the difficult financial conditions of educating children away from their homes. Particular attention is paid to the teaching staff comprising Moscow Artillery School graduates, who performed their main factory duties in addition to their training, except for one, who worked only with children at the Uktus school. Finally, the article describes the destiny of the Kungur arithmetic school, i.e. the transfer of its students in 1725 to Ekaterinburg by order of the Collegium of Mining.
Ключевые слова: УРАЛ
БЕРГ-КОЛЛЕГИЯ
В. Н. ТАТИЩЕВ
ГОРНОЗАВОДСКИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
УЧИТЕЛЯ
УЧАЩИЕСЯ
URALS
COLLEGIUM OF MINING
VASILY TATISHCHEV
MINING ARITHMETIC SCHOOLS
TEACHERS
STUDENTS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/110260
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48273154
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2022.24.1.008
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2022. Т. 24. № 1
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2022-1-08.pdf265,98 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.