Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/109619
Title: Особенности систем отбора абитуриентов в вузы и их влияние на доступность высшего образования
Other Titles: The Characteristics of the University Admission System and Their Infl uence on the Accessibility of Higher Education
Authors: Бугакова, П. О.
Прахов, И. А.
Bugakova, P. O.
Prakhov, I. A.
Issue Date: 2021
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Бугакова П. О. Особенности систем отбора абитуриентов в вузы и их влияние на доступность высшего образования / П. О. Бугакова, И. А. Прахов // Университетское управление: практика и анализ. — 2021. — Том 25. — № 4. — С. 37-54.
Abstract: The study provides a review of the admission to universities models in different countries and also a comparative analysis of the educational systems characteristics from an international perspective. The aim of the research is to assess the possible impact of the educational system characteristics on the accessibility of higher education. There is also proposed an analytical model which explains how the level of autonomy and selectivity of the educational system, along with the characteristics of the student financial support influence the level of accessibility of higher education. The framework of the model is supported by the cases of selected groups of countries: post-Soviet countries, the USA and the UK, Scandinavian countries and Western European countries. Based on the classification of higher education systems, countries with the highest level of access to higher education tend to have low levels of autonomy and selectivity, or they also can be characterized by highly developed system of financial support. As a result, it was found that high selectivity and autonomy level can negatively influence the accessibility of higher education, while high level of the financial support system may neutralize this effect and positively influence on the access to higher education. Results of the study can be useful while reforming the selection system in Russia, since comparative analysis shows which tools make it possible to increase the accessibility of higher education and, as a result, to reduce educational inequality among different social groups.
Настоящая работа представляет собой обзор моделей приема в вузы в различных странах, а также сравнительный анализ ряда характеристик образовательных систем в международной перспективе. Целью исследования является оценка возможного влияния характеристик образовательной системы на доступность высшего образования. Предложена аналитическая модель, которая объясняет влияние специфики отбора абитуриентов, а именно – уровня автономности и селективности образовательной системы, наличия финансовой поддержки студентов на доступность высшего образования. Основные положения модели иллюстрируются кейсами выделенных групп стран: постсоветские государства, США и Великобритания, Скандинавские страны и государства Западной Европы. На основе классификации систем высшего образования показано, что страны, характеризующиеся наиболее высокими показателями доступности высшего образования, обладают, как правило, невысоким уровнем автономности и селективности, либо им присуща высокоразвитая система финансовой поддержки студентов. В результате было выявлено, что высокий уровень селективности и автономности могут негативно сказываться на доступности высшего образования, а высокий уровень развития системы финансовой поддержки может нивелировать это влияние и положительно сказаться на доступности высшего образования. Результаты исследования полезны при реформировании системы отбора абитуриентов в РФ, так как проведенный сравнительный анализ показывает, какие инструменты позволяют повысить доступность высшего образования и, как следствие, сгладить образовательное неравенство среди различных социальных групп.
Keywords: SELECTION SYSTEMS TO HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTES
SELECTIVITY
AUTONOMY
ACCESSIBILITY OF HIGHER EDUCATION
STUDENT FINANCIAL SUPPORT
THE UNIFIED STATE EXAMINATION
СИСТЕМЫ ОТБОРА В ВУЗЫ
СЕЛЕКТИВНОСТЬ
АВТОНОМНОСТЬ
ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ
ЕГЭ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/109619
Access: Creative Commons Attribution License
License text: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
ISSN: 1999-6659
1999-6640
DOI: 10.15826/umpa.2021.04.035
metadata.dc.description.sponsorship: The article was prepared within the framework of the HSE University Basic Research Program.
Автор выражает благодарность за финансовую поддержку исследования Программе фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Origin: Университетское управление: практика и анализ. 2021. Том 25. № 4
Appears in Collections:Университетское управление: практика и анализ

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
UM_2021_4_37-54.pdf822,03 kBAdobe PDFView/Open


This item is licensed under a Creative Commons License Creative Commons