Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/109338
Название: Психофизиологический подход к проблеме одаренности и качественного спортивного отбора
Другие названия: Psychophysiological approach to the problem of giftedness and high-quality sports selection
Авторы: Дроздовский, А. К.
Банаян, А. А.
Уляева, Л. Г.
Drozdovskiy, A. K.
Banayan, A. A.
Ulyaeva, L. G.
Дата публикации: 2021
Издатель: Уральский федеральный университет
Ural Federal University
Библиографическое описание: Дроздовский А. К. Психофизиологический подход к проблеме одаренности и качественного спортивного отбора / А. К. Дроздовский, А. А. Банаян, Л. Г. Уляева. — Текст: электронный // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. — 2021. — Т. 1, № 1-2. — С. 100-114. — URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/109338.
Аннотация: В статье отмечается, что проблему одаренности и качественного спортивного отбора нельзя решать только измерениями антропометрических показателей, либо только тестами-опросниками, беседами, интервьюированием, наблюдениями, которые сегодня доминируют в арсенале спортивных психологов. При этом игнорируются имеющиеся в отечественной дифференциальной психофизиологии научные разработки, расширяющие возможности для решения обозначенной в статье проблемы. Предложенный авторами психофизиологический подход базируется на способе оценки природной предрасположенности субъекта к определенным спортивным специализациям, что предполагает алгоритм действий: инструментальное измерение свойств нервной системы (сокращ. – СНС, или иначе, – нейродинамические характеристики) двигательными методиками Е П. Ильина; определение индивидуальных нейродинамических характеристик субъекта и сопоставление их с известными, экспериментально выявленными «модельными» нейродинамическими характеристиками, доминирующими, по частоте встречаемости, среди представителей спорта высших достижений. Авторами отмечается известный научный факт – СНС человека весьма консервативны к изменениям в процессе взросления, что представляется существенным для обоснования предлагаемого психофизиологического подхода к проблеме одаренности и отбора в спорте. Существенны также указания на научные данные, подтверждающие тенденцию, что при большом числе возможных вариантов сочетаний, измеряемых СНС, в составе типологических комплексов (ТК), число последних резко сокращается, до нескольких или даже до одного, доминирующего среди спортсменов, достигших высокого уровня мастерства. В статье констатируется, что знание модельных нейродинамических характеристик, доминирующих среди представителей разных специализаций в спорте высших достижений является той экспериментальной базой, с учетом которой появляется возможность раннего (от 6 лет и старше) выявления потенциально одаренных спортсменов, что вполне реализуемо, если также известны нейродинамические характеристики самого субъекта, для которого осуществляется выбор спортивной специализации. В статье отмечается, что оптимизация тренировочных программ в избранной спортивной специализации невозможна без знания выраженности природных психологических способностей, особенностей и приводится пример такого прогноза для спортсменов с разными игровыми амплуа (нападающий, вратарь, защитник), где прогноз осуществляется на основе индивидуальных нейродинамических характеристик.
The article notes that the problem of giftedness (talent) and highquality sports selection cannot be solved only by measuring anthropometric indicators, or only by tests-questionnaires, conversations, interviews, observations, which are dominate in the sports psychologists arsenal of nowadays. Meanwhile, the scientific developments of the national differential psychophysiology, that expand the possibilities for solving the problems indicated in the article, are ignored. The psychophysiological approach proposed by the authors is based on the method for assessing the natural predisposition of the subject to the definite sports specializations that presupposes the algorithm of actions: instrumental measurement of the nervous system’s properties (NSP, or otherwise, – neurodynamic characteristics) by E.P. Ilyin’s motor techniques; determination of the individual neurodynamic characteristics of the subject and their comparison with the known, experimentally identified “model” neurodynamic characteristics, which dominate, in terms of frequency of occurrence, among representatives of high-performance sports. The authors note a well-known scientific fact – the human’s NSP are rather conservative to changes in the growing-up process, which is essential to justification for the proposed psychophysiological approach to the problem of giftedness and selection in sports. The indications of scientific data are also significant, which are confirming the trend that with many possible combinations measuring by NSP, as a part of typological complexes (TC), the number of the latest is steeply reduced to several or even to one, dominating among athletes who have reached a high level of skill. The article states that the knowledge of the model neurodynamic characteristics dominating among representatives of different specializations in high-performance sports is the experimental basis, considering which it becomes possible early (6 years and older) identification of potentially gifted athletes, which is quite practicable if the neurodynamic characteristics of the subject for whom the choice of sports specialization is made are also known. The article notes that the optimization of training programs in the chosen sports specialization is impossible without knowing the severity of natural psychological abilities, peculiarities, and an example is given of such a forecast for athletes with different playing positions (forward, goaltender, defender), where the forecast is based on individual neurodynamic characteristics.
Ключевые слова: СПОРТИВНЫЙ ОТБОР
ОДАРЕННОСТЬ
СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
МОДЕЛЬНЫЕ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
SPORTS SELECTION
GIFTEDNESS
NERVOUS SYSTEM PROPERTIES
“MODEL” NEURODYNAMIC CHARACTERISTICS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/109338
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=48339650
ISSN: 2782-5930
DOI: 10.15826/spp.2021.1-2.11
Источники: Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. 2021. Т. 1. № 1-2
Располагается в коллекциях:Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
avspp-1-2021-11.pdf361,24 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.