Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/109334
Название: | Исследование моделей спортивной успешности на основе выявленных вариантов соотношения конструктов самооценки и притязаний |
Другие названия: | Research of models of sports success based on the identified variants of relationship of constructions of self-ssessment and level of aspirations |
Авторы: | Сохликова, В. А. Sokhlikova, V. A. |
Дата публикации: | 2021 |
Издатель: | Уральский федеральный университет Ural Federal University |
Библиографическое описание: | Сохликова В. А. Исследование моделей спортивной успешности на основе выявленных вариантов соотношения конструктов самооценки и притязаний / В. А. Сохликова. — Текст: электронный // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. — 2021. — Т. 1, № 1-2. — С. 71-77. — URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/109334. |
Аннотация: | Статья посвящена проблеме достижения успешности в спорте высших достижений. Автор на основе теоретического анализа и эмпирических исследований показывает психологические причины и условия успешности, а также идентифицирует факторы риска неблагоприятного влияния на деятельность спортсмена. На основе изучения конструктов самооценки высоко-квалифицированных спортсменов, их притязаний и личностных особенностей автором установлено, что только оптимальный уровень согласованности параметров самооценки и притязаний приводит к успеху, а их рассогласованность – низкая самооценка и высокие неадекватные притязания – приводит к психической дезадаптации, одной из ее форм которой является диссоциативный комплекс «Триада риска», мешающий спортсменам добиваться успеха. В качестве важной исследовательской задачи автором была предпринята попытка выделить модели спортивной успешности на основе выявленных вариантов соотношения конструктов самооценки и притязаний, охватывающее разные взаимосвязи рассогласования (дивергенции) указанных измерений самооценки с личностными особенностями спортсменов. Данные, полученные в эмпирическом исследовании, подчеркивают значимость соотношения оценки себя и притязаний в качестве важных переменных успешного выступления высококвалифицированных спортсменов на соревнованиях. Данное направление исследования дополняется подробным анализом и описанием проявления личностных особенностей таких как мотивация, уровень тревожности, направленность локуса контроля с позиций успешности-неуспешности высококвалифицированных спортсменов. The article is devoted to the problem of achieving success in sports of the highest achievements. The author, based on theoretical analysis and empirical studies, shows the psychological causes and conditions of success, as well as identifies risk factors for adverse effects on the athlete’s activities. Based on the study of self-assessment constructs of highly qualified athletes, their claims and personal characteristics, the author established that only the optimal level of consistency of self-assessment parameters and claims leads to success, and their inconsistency – low self-esteem and high inadequate claims – leads to mental malaptension, one of its forms of which is the dissociative complex “Risk Triad,” which prevents athletes from achieving success. As an important research task, the author attempted to distinguish sports success models based on the identified variants of the relationship of self-esteem constructs and claims, covering different relationships of mismatch (divergence) of these selfesteem measurements with the personal characteristics of athletes. The data obtained in the empirical study emphasize the significance of the ratio of self-assessment and claims as important variables for the successful performance of highly qualified athletes in competitions. This area of research is supplemented by a detailed analysis and description of the manifestation of personal features such as motivation, level of anxiety, orientation of the control locus from the points of view of success-failure of highly qualified athletes. |
Ключевые слова: | ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИЯ САМОКОМПЕНСАЦИЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ ВЕЛИЧИНА ДИВЕРГЕНЦИИ САМООЦЕНКА УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ТРЕВОЖНОСТЬ PSYCHOLOGICAL MODEL SELF-REGULATION SELF-COMPENSATION SELFORGANIZATION THE MAGNITUDE OF DIVERGENCE SELF-ESTEEM THE LEVEL OF ASPIRATIONS ANXIETY |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/109334 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=48339646 |
ISSN: | 2782-5930 |
DOI: | 10.15826/spp.2021.1-2.7 |
Источники: | Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. 2021. Т. 1. № 1-2 |
Располагается в коллекциях: | Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
avspp-1-2021-07.pdf | 512,84 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.