Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/107538
Название: Эволюция проблемы синтеза искусств в эстетике
Другие названия: The Evolution of the Problem of Art Synthesis in Aesthetics
Авторы: Устюгова, Е. Н.
Ustyugova, E. N.
Дата публикации: 2021
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Устюгова Е. Н. Эволюция проблемы синтеза искусств в эстетике / Е. Н. Устюгова // Koinon. — 2021. — Т. 2, № 3. — С. 30-43.
Аннотация: Цель работы — анализ эволюции проблемы синтеза искусств в эстетике XIX–XX вв., выявление внутренней логики исторического развития концептов синтеза искусств в эстетической теории и художественной практике: в романтизме, символизме, раннем русском авангарде (метафизическом), в различных вариантах (жизнестроительных) европейского авангарда: дадаизме, Баухаузе, футуризме. Проводится их сравнение с современными подходами. В результате анализа делается вывод, что рассмотренные стратегии художественного синтеза объединяет принадлежность к одной культурной парадигме, согласно которой искусство хочет быть больше, чем искусство, активно вмешиваясь в жизнь человека и общества. Различия в подходах к проблеме художественного синтеза в европейской культуре XIX–XX и XXI вв. связаны с комплексом решаемых проблем. Прежде всего, с направленностью осуществления синтеза — либо на установление гармонии между художественным сознанием и бытием, либо на преобразование социальной реальности, либо на удовлетворение потребности человека в самоутверждении. Эта целенаправленность определяет и сферу осуществления художественного синтеза — в сознании, в языке, в социальной или антропологической практике. В современных разработках проблемы художественного синтеза продолжается исследование новых потенциалов вовлечения искусства в жизненную реальность, включения в художественно-эстетическую коммуникацию активного реципиента как соучастника художественного события.
The article centres on the evolution of the art synthesis problem in aesthetics in the XIX–XX centuries. The author examines the internal logic of the historical development of art synthesis concepts in aesthetic theory and artistic practice. They embrace Romanticism, Symbolism, early Russian avantgarde (metaphysical), and different versions (life-building) of the European avantgarde, such as Dadaism, Bauhaus, Futurism. The author compares them with their contemporary approaches. The analysis allows us to conclude that belonging to one cultural paradigm, according to which art wants to be more than art, actively interfering with human life and society unites strategies of artistic synthesis. The differences in the approaches to the problem of artistic synthesis in the European culture of the XIX–XXth and the XXIst centuries are associated with a set of problems to be solved. First of all, the focus of realization of this synthesis is either to establish harmony between artistic consciousness and existence or to transform social reality or to satisfy a person’s need for self-affirmation. This focus also determines the sphere of artistic synthesis — in consciousness, language, or social or anthropological practice. In contemporary studies of art synthesis, the examination of new potentials of art involvement into the reality of life, engagement into the art-aesthetic communication of active recipients as a co-participant of the art event continues.
Ключевые слова: СИНТЕЗ ИСКУССТВ
СИНЕСТЕЗИЯ
ГАРМОНИЯ
ЖИЗНЕСТРОЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ЯЗЫК
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
ART SYNTHESIS
SYNAESTHESIA
HARMONY
LIFE-BUILDING
CREATIVITY
LANGUAGE
AESTHETIC COMMUNICATION
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/107538
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=48614000
DOI: 10.15826/koinon.2021.02.3.026
Источники: Koinon. 2021. Т. 2. № 3
Располагается в коллекциях:KOINON

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
k_3_2021_04.pdf267,13 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.