Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/107537
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorРейфман, Б. В.ru
dc.contributor.authorReifman, B. V.en
dc.date.accessioned2022-01-25T12:44:56Z-
dc.date.available2022-01-25T12:44:56Z-
dc.date.issued2021-
dc.identifier.citationРейфман Б. В. «Человек толпы» и «человек массы» как различные концептуализации идентичных социальных феноменов / Б. В. Рейфман // Koinon. — 2021. — Т. 2, № 3. — С. 14-29.ru
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/107537-
dc.descriptionРукопись поступила в редакцию: 11.09.2021. Принята к публикации: 8.11.2021.ru
dc.descriptionReceived: 11.09.2021. Accepted: 8.11.2021.en
dc.description.abstractВ статье сопоставляются различные концептуализации того игравшего важнейшую роль в европейской социокультурной реальности XVIII–XX столетий явления общественной жизни, которое, начиная с конца века Просвещения, наполнило новыми смыслами словá «толпа» и «людская масса». В тексте не выделяются отдельные параграфы, однако условно он делится на две примерно равные части. В первой части, привлекая в качестве дополнительного источника, помогающего лучше понять основной предмет, ту главу работы В. Беньямина «Бодлер», которая называется «Фланер», автор на примере рассказа Э. По «Человек толпы» и некоторых критических статей Ш. Бодлера и О. де Бальзака рассматривает рефлексию по поводу феномена толпы в художественной литературе и критике первой половины XIX в. Устанавливается, что уже в этот период «толпа» как определенный феномен реальности получает, можно сказать, противоположные ценностные характеристики. С одной стороны, образы толпы выражают безжизненно-зловещую буржуазную меркантильность, с другой стороны — динамичный, разрушающий любую привычность возвышенный «дух современности», предстающий как явление рождения нового индустриального мира, мира мегаполисов. Эти ранние варианты осмысления «толпы» в художественных произведениях и критике получают продолжение в философско-культурных и социально-психологических концептуализациях конца позапрошлого века. Понятие «человек массы» в «Воле к власти» Ф. Ницше и понятие «человек толпы» в социальной психологии Г. Лебона и Г. Тарда на первый взгляд кажутся почти тождественными. Однако анализ этих понятий показывает, что вписаны они создавшими их авторами в совершенно разные контексты, выражающие опять же противоположные, полярные оценки современности. Об этом различии, в первую очередь, свидетельствуют понятия-антиподы «человека массы» и «человека толпы», каковыми являются, соответственно, «сверхчеловек» и «публика».ru
dc.description.abstractThe article compares various conceptualizations of what played an essential role in the European socio-cultural reality of the 18th — 20th centuries, the phenomenon of public life, which, since the end of the Enlightenment, has filled the words “crowd” and “mass of people” with new meanings. The text does not highlight separate paragraphs. However, it consists of two approximately equal parts. In the first part, the author draws on the chapter of V. Benjamin’s work “Baudelaire” called “Flâneur” as an additional source that helps better understand the main subject. Further, on the example of E. Poe “The Man of the Crowd” and O. de Balzac, he examines refl ection on the phenomenon of the crowd in fiction and criticism of the first half of the 19th century. In this period, the “crowd” as a particular phenomenon of reality acquires opposite value characteristics. On the one hand, the images of the crowd express a lifeless, sinister bourgeois commercialism. On the other, they depict a dynamic, sublime “spirit of modernity” that destroys any habituality, appearing as a phenomenon of the birth of a new industrial world, the world of megacities. The philosophical-cultural and sociopsychological conceptualizations of the end of the century before last follow these early versions of understanding the “crowd” in fiction and criticism. At first glance, the concept of “mass man” in F. Nietzsche’s “Will to Power” and the concept of “crowd man” in the social psychology of G. Le Bon and G. Tarde seem to be almost identical. However, an analysis of these concepts shows that their authorscreators inscribed them in absolutely different contexts, again expressing polar assessments of modernity. The concepts-antipodes of “man of the mass” and “man of the crowd”, which are, respectively, “superman” and “public” testify to this difference in the first place.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherUral Federal Universityen
dc.publisherУральский федеральный университетru
dc.relation.ispartofKoinon. 2021. Т. 2. № 3ru
dc.subjectЧЕЛОВЕК ТОЛПЫru
dc.subjectЧЕЛОВЕК МАССЫru
dc.subjectПУБЛИКАru
dc.subjectСВЕРХЧЕЛОВЕКru
dc.subjectФЛАНЕРru
dc.subjectБУРЖУАЗНОСТЬru
dc.subjectСОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯru
dc.subjectMAN OF THE CROWDen
dc.subjectA MAN OF THE MASSen
dc.subjectPUBLICen
dc.subjectSUPERHUMANen
dc.subjectFLÂNEURen
dc.subjectBOURGEOISen
dc.subjectSOCIAL PHILOSOPHYen
dc.title«Человек толпы» и «человек массы» как различные концептуализации идентичных социальных феноменовru
dc.title.alternative“Man of the Crowd” and “Man of Mass” as Different Conceptualizations of Identical Social Phenomenaen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://elibrary.ru/item.asp?id=48613999-
dc.identifier.doi10.15826/koinon.2021.02.3.025-
local.description.firstpage14-
local.description.lastpage29-
local.contributorРейфман, Борис Викторовичru
Располагается в коллекциях:KOINON

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
k_3_2021_03.pdf335,38 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.