Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/107387
Название: | Атрибуция произведений Владимира Гринберга и Александра Ведерникова: о подписи художника |
Другие названия: | Attribution of Works by Vladimir Grinberg and Alexander Vedernikov: The Problem of the Artist’s Signature |
Авторы: | Струкова, А. И. Strukova, A. I. |
Дата публикации: | 2021 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Струкова А. И. Атрибуция произведений Владимира Гринберга и Александра Ведерникова: о подписи художника / А. И. Струкова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2021. — Т. 23, № 4. — С. 96-116. |
Аннотация: | Статья посвящена происхождению и феномену авторской подписи В. А. Гринберга (1896–1942) и А. С. Ведерникова (1898–1975) — двух представителей Ленинградской пейзажной школы, существовавшей в 1930–1940-е гг. В этот период они входили в единый круг дружеского и профессионального общения, испытывали взаимные влияния. Творчество художников рассматривается более широко и выходит за рамки их пребывания в сообществе. Задача статьи — отметить наиболее значимые периоды их деятельности, проследить эволюцию авторского почерка, сосредоточиться на спорных моментах в атрибуции произведений. Исследование полного комплекса работ Гринберга и Ведерникова, выявленных на данный момент в музейных и частных собраниях, а также у их наследников, позволяет проследить изменение стилистики, обнаружить художественные ориентиры этих авторов. Манера Гринберга многократно трансформировалась. Неоклассическая стилистика произведений конца 1910-х гг., цитация живописи старых мастеров сменилась скромными натюрмортами шарденовского типа в 1920-е гг. После пейзажей и бытовых сцен на черном фоне в начале 1930-х гг. в середине десятилетия произошло высветление цветовой гаммы во время работы над серией «Новый Ленинград». В начале 1940-х гг. Гринберг начал писать очень широко, обобщая и упрощая изображение. Эта эпатирующая манера имеет параллели со стилем 1960-х гг. Ведерников находился под влиянием живописи французских постимрессионистов, к которому в послевоенный период добавился интерес к искусству русских народных промыслов, в частности, к городецкой росписи. Особое внимание в статье уделено произведениям Гринберга и Ведерникова в технике литографии. Значительная часть работ каталогизирована и опубликована, что облегчает датировку и атрибуцию, но многое еще остается неизданным и неизвестным (например, эпизод в творчестве Ведерникова, связанный с объединением «Мастера аналитического искусства»). Предпринятая попытка подробно описать маркировку произведений, начертание, размещение, изменение подписи художников поможет точнее определить круг авторских работ, даст «ключ» для того, чтобы отвести от имен Гринберга и Ведерникова заведомые подделки. This article considers the phenomenon of the authors’ signatures of Vladimir Grinberg (1896—1942) and Alexander Vedernikov (1898—1975), two representatives of the Leningrad Landscape School community in the 1930s—1940s. During this period, they entered a single circle of friendly and professional communication and experienced mutual influences. The artists’ work is considered more broadly and goes beyond their participation in the community. The goal of the article is to single out the most significant periods of their activity, trace changes in the authors’ handwriting from decade to decade, pay attention to the period of apprenticeship and formation of the artists, and focus on controversial issues in the attribution of their paintings and drawings. A study of all the works by Grinberg and Vedernikov currently identified in museum and private collections, makes it possible to trace the changes in the authors’ styles and discover the artistic landmarks of the masters. Grinberg’s manner repeatedly transformed. The neoclassical stylistics of his works of the late 1910s and citation of paintings by the old masters gave way to modest still lifes in the 1920s. After landscapes and scenes of everyday life on a black background in the early 1930s, there was a lightening of the colour scheme during his work on the New Leningrad series in the middle of the decade. In the early 1940s, Grinberg began to paint very broadly, generalising and simplifying the images. This scandalising manner has parallels with the style of the 1960s. Vedernikov was influenced by the art of French post-impressionists. Also, he took interest in the art of Russian folk crafts in the post-war period, more particularly, in Gorodets painting. The article pays much attention to Grinberg’s and Vedernikov’s lithographs. A significant part of their works has been catalogued and published, which facilitates dating and attribution, but much remains unknown (for example, an episode in Vedernikov’s work associated with the unification of the Masters of Analytical Art). In the article, the author describes the marking of works in detail, the placement and outline of the signatures, and traces the changes in them, which will help determine the range of works and authorship more accurately. |
Ключевые слова: | ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПЕЙЗАЖНАЯ ШКОЛА ВЛАДИМИР ГРИНБЕРГ АЛЕКСАНДР ВЕДЕРНИКОВ НОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ НЕОАКАДЕМИЗМ НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ ГОРОДЕЦКАЯ ЖИВОПИСЬ СТИЛИЗАЦИЯ ЛИТОГРАФИЯ LENINGRAD LANDSCAPE SCHOOL VLADIMIR GRINBERG ALEXANDER VEDERNIKOV NEW ART WORKSHOP NEO-ACADEMISM NEW OBJECTIVITY GORODETS PAINTING STYLISATION LITHOGRAPHY |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/107387 |
Условия доступа: | Creative Commons Attribution License |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
Идентификатор РИНЦ: | https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47504378 |
ISSN: | 2227-2283 2587-6929 |
DOI: | 10.15826/izv2.2021.23.4.069 |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2021. Т. 23. № 4 |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2021-4-07.pdf | 7,97 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons