Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/107384
Название: «Madonna del libro» в собрании Свердловского областного краеведческого музея: первые данные атрибуции и технико-технологического исследования картины
Другие названия: Madonna del Libro in the Collection of the Sverdlovsk Regional Museum of Local Lore: The First Data of Attribution and Technical Study of the Picture
Авторы: Ильичев, Д. В.
Ilichev, D. V.
Дата публикации: 2021
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Ильичев Д. В. «Madonna del libro» в собрании Свердловского областного краеведческого музея: первые данные атрибуции и технико-технологического исследования картины / Д. В. Ильичев // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2021. — Т. 23, № 4. — С. 46-59.
Аннотация: Статья посвящена атрибуции картины «Мадонна с младенцем» неизвестного художника из собрания Свердловского областного краеведческого музея. В ходе исследования был определен иконографический тип исследуемого произведения, соответствующий распространенному в Италии XVI в. образу «Madonna del libro». Опираясь на работы итальянских исследователей, удалось установить первоисточник иконографической композиции, которым оказалось произведение итальянского художника Перино дель Вага. В результате дальнейшего изучения было определено, что уральское полотно является копией с оригинала испанского художника Педро де Рубиалеса, работавшего в Италии в 1640–1660-е гг. и переработавшего произведение П. дель Вага. Однако, технологический анализ уральского полотна показал, что анализируемое произведение было создано гораздо позднее, и его можно датировать второй четвертью — серединой XIX в. В рассматриваемой картине неизвестным автором были сделаны попытки воссоздания технологии оригинала, но обнаруженные несоответствия художественных материалов и живописных приемов итальянской практике XVI–XVII вв., выявленные при анализе холста, грунта, стратиграфии красочного слоя и связующего краски, позволяют говорить о поверхностной осведомленности автора о технологии и особенностях манеры выбранных для подражания эпохи и региона. Таким образом, исследуемое полотно демонстрирует особенности создания имитаций произведений XVI в. в более позднее время. На основе сопоставления данных о применении технологии дублирования, конструкции подрамника, присутствии подписи на подрамнике и соотнесения этих признаков с записями из каталога нижнетагильской коллекции живописи Д. П. Шорина в статье предложена версия о месте и времени реставрации картины, которая позволяет предположить, что работы по улучшению сохранности произведения были выполнены в мастерских императорского Эрмитажа реставратором Н. А. Сидоровым.
This article is devoted to the attribution of the Madonna and Child painting from the collection of the Sverdlovsk Regional Museum of Local Lore (Yekaterinburg), corresponding to the image of Madonna del Libro distributed in Italy in the sixteenth century. Referring to works of Italian researchers, the author reveals the original source that served as the basis for creating the iconographic work, i.e. a work of Perino del Vaga, an Italian artist. Further research helps establish the fact that the Ural canvas is a copy of an original painting of the Spanish artist Pedro de Rubiales who worked in Italy in the 1640s–1660s and reinterpreted P. del Vaga’s work. However, a technological analysis of the Ural canvas demonstrates that it was created much later, between the second quarter and the mid-nineteenth century. The unknown author of the picture studied in the article made attempts to reconstruct the technology of the original, but the discrepancies between them and the materials and methods of the Italian painting from between the sixteenth and seventeenth centuries revealed in the analysis of the canvas, ground, the stratigraphy of the paint layer, and paint binder make it possible to speak about the author’s insufficient awareness of the principles of painting of the era and region he referred to in his reinterpretation. Thus, the work in question demonstrates the peculiarities of creating imitations of sixteenth-century works at a later time. The article also proposes a version on the place and time of restoration of the painting, formulated on the basis of comparing data on the use of duplication technology, the design of the subframe, the presence of a signature on the subframe, and the correlation of said features with records from the catalogue of the Nizhny Tagil collection of paintings by D. P. Shorin. They suggest that work to improve the preservation of the painting was performed in the workshops of the imperial Hermitage by restorer N. A. Sidorov.
Ключевые слова: ИТАЛЬЯНСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVI В
КОПИИ
ИМИТАЦИИ
МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ
ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
КОЛЛЕКЦИЯ Д. П. ШОРИНА
16TH-CENTURY ITALIAN PAINTING
COPIES
IMITATIONS
MADONNA AND CHILD
TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL ANALYSIS
COLLECTION OF D. P. SHORIN
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/107384
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47504375
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2021.23.4.066
Сведения о поддержке: Статья подготовлена при финансовой поддержке ППК 3.1.1.1.г-20.
This article was prepared with the financial support of Competitiveness Enhancement Programme — CEP 3.1.1.1-20.
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2021. Т. 23. № 4
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2021-4-04.pdf4,12 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons