Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/107381
Название: Motherhood in the Realm of Eastern Indian and Himalayan Art: An Iconographic Study of Visual Forms of Prajñāpāramitā from the National Museum, Delhi
Другие названия: Материнство в восточноиндийском и гималайском искусстве: иконографическое изучение визуальных форм праджняпарамиты из национального музея, Дели
Авторы: Бхаттачария, Абира
Bhattacharya, A.
Дата публикации: 2021
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Bhattacharya A. Motherhood in the Realm of Eastern Indian and Himalayan Art: An Iconographic Study of Visual Forms of Prajñāpāramitā from the National Museum, Delhi / A. Bhattacharya // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2021. — Т. 23, № 4. — С. 9-22.
Аннотация: В статье исследуется и описывается развитие иконографических форм и метафизической составляющей одной из самых почитаемых буддийских женских богинь, Праджняпарамиты, — «персонифицированной мудрости», которой обладают будды и бодхисаттвы, и связанного с ней ключевого текста махаяны Астасахасрика Праджняпарамита-сутры («Беседа о совершенстве мудрости»), в которой разъясняется «пустотность» (шуньята) природы и дхармо-частиц. Буддийский женский пантеон развился и приобрел важнейшее значение благодаря обожествлению Праджняпарамиты, определив тем самым значение женского образа и, в особенности, материнской символики в раннесредневековый период, во времена правления династии Пала в Восточной Индии. Религиозные образы и практики, связанные с Праджняпарамитой, постепенно распространились по территории и достигли соседних гималайских территорий, Непала и Тибета, с помощью религиозных и культурных связей и стали неотъемлемой частью жизни общества. Для того чтобы оценить подобную межкультурную ассимиляцию при помощи изучения репрезентативных форм и их метафизического обоснования, в статье исследуется метафорическое значение слова «праджня», предложенное в дискурсе Праджняпарамиты, и его представление в культовых образах богини Праджняпарамиты и связанных с ней текстах. Это исследование открывает новые возможности для интерпретации вопросов гендерной субъективности и в буддийской космологии, и в пантеистической системе верований, которые затрагиваются в статье. Идея, заложенная и развитая в сфокусированных на женском образе «запредельной мудрости», анализируется в процессе изучения отобранных из коллекции Национального музея в Дели визуальных образов Праджняпарамиты.
This paper aims to outline and explore the development of iconographic forms and metaphysical grounding of one of the most venerable and distinguished Buddhist female deities, Prajñāpāramitā. The Buddhist female pantheon gained a paramount pre-eminence with the idolization of Prajñāpāramitā, establishing the significance of female figure and, especially, mother symbolism during the early medieval period under the liberal patronage of the Pala dynasty of Eastern India. The religious imageries and practices of this deity gradually disseminated to the adjoining Himalayan kingdoms of Nepal and Tibet through pedagogic and religious linkages, and became an integral part of their society. To understand the factors of cross-cultural assimilation through the study of representational forms and its metaphysical grounding, the paper explores and shows the metaphorical meaning of ‘prajñā’ propounded in the Prajñāpāramitā discourse, and its representation in cultic icons of the goddess Prajñāpāramitā and the manuscript. This thematic narrative opens up new avenues of interpretations on gender-subjectivity in Buddhist cosmology and pantheistic belief system which are touched upon in this paper. The idea of pronouncement and expansion of femaleoriented texts and icons is highlighted through a study of select devotional icons of this deity, Prajñāpāramitā, from the collection of the National Museum, Delhi.
Ключевые слова: ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
СИМВОЛ МАТЕРИ
КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
КУЛЬТОВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА
ГЕНДЕРНАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ
БУДДИЙСКАЯ КОСМОЛОГИЯ
ICONOGRAPHIC FORMS
MOTHER SYMBOLISM
CULTURAL LINKAGES
CULTIC ICONS
COLOUR SYMBOLISM
GENDER-SUBJECTIVITY
BUDDHIST COSMOLOGY
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/107381
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47504372
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2021.23.4.063
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2021. Т. 23. № 4
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2021-4-01.pdf1,13 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons