Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/106134
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorНапольских, В. В.ru
dc.contributor.authorNapolskikh, V. V.en
dc.date.accessioned2021-12-17T11:22:11Z-
dc.date.available2021-12-17T11:22:11Z-
dc.date.issued2021-
dc.identifier.citationНапольских В. В. “Мæ фат уæлæмæ дыууæйæ ссæуæт, фæстæмæ иуæй раздæхæт”: к проблеме скандинаво-аланских параллелей в мифологическом ономастиконе / В. В. Напольских // Вопросы ономастики. — 2021. — Т. 18, № 3. — С. 85-99.ru
dc.identifier.issn1994-2451Online
dc.identifier.issn1994-2400Print
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/106134-
dc.descriptionРукопись поступила в редакцию 11.03.2021.ru
dc.descriptionReceived on 11 March 2021.en
dc.description.abstractВ статье сопоставляются сюжеты осетинского нартовского эпоса (сказание о сыновьях Уархага Ахсаре и Ахсартаге, в котором один из братьев гибнет от раздвоенной стрелы в результате недоразумения) и исландского эпоса (рассказ о нечаянном убийстве слепым богом Хёдом его брата Бальдра брошенным дротиком из побега омелы, в средневековых иллюстрациях к которому орудие убийства также изображается раздвоенным). Особенность сюжета (странное раздвоенное орудие убийства), непонятная уже самим осетинским сказителям и исландским средневековым писателям, является типичным примером «общей странности», которая может быть решающим аргументом при сравнении фольклорных мотивов на предмет общего происхождения. Помимо этой особенности и общего сходства сюжетов, обнаруживается общность в родословной героев этих сказаний (посредством которой они вписываются в мифоэпическую картину мира соответствующих традиций) и в ономастиконе: параллелизм пар Один — Фригг / Фрейя (и её отец Ньёрд — бог вод) и Уархаг / Уастырджи — Дзерасса (дочь бога вод Донбеттыра), сходство семантики имен героев (‘Воин’, ‘Герой’) и полное совпадение имен прародителей (Борæ — Búri, Borr). Все эти наблюдения позволяют предложить гипотезу о наличии в северногерманском эпосе сюжетов, заимствованных из готской традиции, к которым также относятся сюжет о Германарихе, Сунильде и ее братьях, известный по «Гетике» Иордана, и, возможно, привязка в некоторых сагах прародины асов и Одина к району устья Дона. Данные германско-осетинские параллели восходят не к индоевропейской древности, а к тесным готско-ланским контактам в Северном Причерноморье в III–IV вв. н. э.ru
dc.description.abstractThe article compares the plots of the Ossetian Nart epic (the tale of Axsar and Axsartag, sons of Warxag, in which one of the brothers gets killed by a doubled or forked arrow due to a misunderstanding) and the Icelandic epic (the story of the accidental murder of Baldr by his blind brother Höd with a dart from a mistletoe shoot, in medieval illustrations to which the murder weapon is also depicted as forked sprout). The peculiarity of the plot (a strange, forked murder weapon), which was already incomprehensible to Ossetian storytellers and Icelandic medieval writers, is a typical example of “common oddity,” which can be a decisive argument when comparing folklore motifs for a common origin. In addition to the similarity of the plots, a commonality is found in the genealogy of the heroes of these legends, through which they fi t into the mythological picture of the world of the corresponding traditions and in the mythological onomasticon: the parallelism of pairs Odin — Frigg / Freya (with her father Njord, the god of waters) and Warхag / Wastyrdg’i — Dzerassa (daughter of the god of waters Donbettyr), semantic similarities in the names of the heroes (‘Warrior,’ ‘Hero’) and the exact match in the names of their ancestors (Boræ — Buri, Bor). All these observations allow us to hypothesize for the presence of borrowed Gothic plots in the North German epic tradition, which also include the story of Hermanarich, Sunilda and her brothers, known from Jordanes’ Getica. It also leads us to explain why some sagas trace the location of the Ases and Odin ancestral home to the mouth of the Don. These German-Ossetian parallels do not go back to Indo-European antiquity but testify to the close Gothic–Alanic contacts in the northern Black Sea region in the 3rd–4th centuries.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherИздательство Уральского университетаru
dc.relation.ispartofВопросы ономастики. 2021. Том 18. № 3ru
dc.subjectНАРТОВСКИЙ ЭПОСru
dc.subjectЭДДАru
dc.subjectСАГИru
dc.subjectСКАНДИНАВЫru
dc.subjectОСЕТИНЫru
dc.subjectАЛАНЫru
dc.subjectГОТЫru
dc.subjectСРАВНИТЕЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯru
dc.subjectNART EPICSen
dc.subjectEDDAen
dc.subjectSAGASen
dc.subjectSCANDINAVIANSen
dc.subjectOSSETIANSen
dc.subjectALANSen
dc.subjectGOTHSen
dc.subjectCOMPARATIVE MYTHOLOGYen
dc.title“Мæ фат уæлæмæ дыууæйæ ссæуæт, фæстæмæ иуæй раздæхæт”: к проблеме скандинаво-аланских параллелей в мифологическом ономастиконеru
dc.title.alternative“My Arrow, Fly Up Double, Come Down Single”: To the Problem of Scandinavian–Alanic Parallels in the Mythological Onomasticonen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=47483810-
dc.identifier.doi10.15826/vopr_onom.2021.18.3.034-
local.description.firstpage85-
local.description.lastpage99-
local.contributorНапольских, Владимир Владимировичru
Располагается в коллекциях:Вопросы ономастики

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
vopon_2021_3_04.pdf1,03 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.