Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/106114
Название: Христос – comes Augusti: к вопросу о нумизматической иконографии Юстиниана II
Другие названия: Christ as Comes Augusti: On the Question of Numismatic Iconography of Justinian II
Авторы: Бутырский, М. Н.
Butyrskii, M. N.
Дата публикации: 2021
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Бутырский М. Н. Христос – comes Augusti: к вопросу о нумизматической иконографии Юстиниана II / М. Н. Бутырский // Античная древность и средние века. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2021. — Вып. 49. — С. 55-69.
Аннотация: В данной работе сопоставляются примеры иконографии «образа власти» на римских монетах императора Аврелиана (чеканка Сердики 274–275 гг.) и византийских при императоре Юстиниане II (чеканка Константинополя и ряда западных провинциальных денежных дворов 705–711 гг.). Разновременные монетные типы демонстрируют принципиальную близость идейного замысла и образного решения, утверждавшего божественную власть над земной империей в языческий и христианский периоды ее существования. Это было достигнуто за счет новизны иконографического языка: погрудные бюсты Sol и Христа, обоюдно титулованных dominus, размещены на лицевой стороне монет, их божественные черты приближены к облику правящего монарха, чей портрет либо фигура в полный рост перенесены на оборотную сторону монетного кружка. Делается вывод, что иконография солнечного божества Sol на монетах Аврелиана, названного «Господином Римской империи», предвосхитила иконографию Христа – «Господа и Царя царствующих» на монетах Юстиниана II; последняя же, в редакции 705–711 гг., наследует дохристианскую традицию образов-двойников на римских монетах III–IV вв., демонстрирующих «личную унию» между правителем и копирующим его внешность спутником-божеством.
This paper compares iconography of the “image of power” on Roman coins of Emperor Aurelian (minted in Serdica, minted in 274–275) and Byzantine pieces of Emperor Justinian II (Constantinople and several Western provincial mints, 705–711). Not synchronous coin types demonstrate the similarity of the idea and image, which affirmed the divine power over the earthly empire in the pagan and Christian periods of its existence. This was achieved due to the novelty of the iconographic language: the half-length images of Sol and Christ, both titled “dominus”, are placed on obverse, with their physiognomy close to the appearance of the ruling emperor showed as a portrait or standing figure on reverse. The iconography of sun deity Sol called the “Lord of the Roman Empire” on the coins of Aurelian anticipated the iconography of Christ as the Lord and “Rex regnantium” on the coins of Justinian II; the latter, in the version from 705–711, inherited pre-Christian tradition of paired images of emperor and his deity-patron on the Roman coins (third and fourth centuries), demonstrating a “personal union” of the ruler and the deity.
Ключевые слова: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
ВИЗАНТИЯ
НУМИЗМАТИКА
ИКОНОГРАФИЯ
ОБРАЗ ВЛАСТИ
ПОЛИМОРФИЗМ БОЖЕСТВА
ROMAN EMPIRE
BYZANTIUM
NUMISMATICS
ICONOGRAPHY
SOL INVICTUS
REX REGNANTIUM
DOMINUS
IMAGE OF POWER
POLYMORPHIC DEITY
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/106114
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47687347
ISSN: 2687-0398
0320-4472
DOI: 10.15826/adsv.2021.49.004
Источники: Античная древность и средние века. 2021. Вып. 49
Располагается в коллекциях:Античная древность и средние века

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
adsv-49-04.pdf4,41 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.