Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/106102
Title: Фрагменты керамики с христианскими граффити из средневековых погребений Крыма
Other Titles: Ceramic Fragments with Christian Graffiti from Mediaeval Burials in the Crimea
Authors: Хайрединова, Э. А.
Khairedinova, E. A.
Issue Date: 2021
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Хайрединова Э. А. Фрагменты керамики с христианскими граффити из средневековых погребений Крыма / Э. А. Хайрединова // Античная древность и средние века. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2021. — Вып. 49. — С. 193-218.
Abstract: В погребениях христиан XIII–XIV вв. из Юго-Западного Крыма и Судака встречаются фрагменты гончарных сосудов и строительной керамики с прочерченными по обожженной глине граффити в виде простого креста (тип 1), креста с вписанной между ветвями двустрочной формулой IC ХС NIKA (тип 2) или прописанной в одну строку формулой IC ХС NIKA (тип 3). Граффити наносились на керамические черепки специально для погребений, находки подобного рода неизвестны в культурных слоях на поселениях. Граффити типа 1 заменяли носившиеся при жизни нательные кресты и служили своеобразными апотропеями для умерших. В могилах их размещали под нижней челюстью, в области шеи или головы погребенного. Формула IC ХС NIKA – частично сокращенная форма греческого Ἰησοῦς Χριστòς νίκα («Иисус Христос, победи») или Ἰησοῦς Χριστòς νίκᾷ («Иисус Христос побеждает»). Считается, что появившаяся впервые в 720 г. на монетах Льва III и его сына Константина IV формула провозглашала победу византийцев над арабами под защитой Христа и Его Креста. Впоследствии имперские коннотации триумфа и победы уступили место более скромной молитве о помощи и защите от сил зла. В Крыму формула IC ХС NIKA, известная с конца VIII в., встречается в строительных надписях, на архитектурных деталях, надгробиях и предметах индивидуального культа. Начиная с XIII в. формула IC ХС NIKA в сочетании с крестом или самостоятельно появляется в захоронениях: на плитах, поставленных в восточном торце могилы таким образом, чтобы лицо умершего было обращено к изображению, либо на керамических черепках, которыми прикрывали рот или шею покойного. Предметы с таким изображением помещали в основном в погребения безвременно ушедших людей – детей, подростков либо страдавших при жизни тяжелыми заболеваниями. Обряд помещения керамических черепков с христианскими граффити в захоронения для защиты и отпугивания злых духов, зафиксированный в Крыму в XIII–XIV вв., распространился из Византии, где подобная практика существовала с X в.
The thirteenth and fourteenth century Christian burials in the the south-western Crimea and Sudak contained the fragments of wheel-made vessels and building ceramic ware showing the graffiti drawn on baked clay in the form of a simple cross (type 1), a cross with two-line formula “IC XC NIKA” (type 2) inscribed between the arms, or the formula “IC XC NIKA” written in one line (type 3). These graffiti were applied to ceramic shards specifically for burials; the finds of this kind are not known in cultural layers of the settlements. The graffiti of type 1 replaced underwear crosses worn during the human’s life and served as apotropaic amulets for the dead. In the graves, they were placed under the lower jaw, at the neck or head of the deceased person. The formula “IC XC NIKA” is a partially abbreviated form of the Greek “Ἰησοῦς Χριστòς νίκα” (“Jesus Christ, conquer”) or “ Ἰησοῦς Χριστòς νίκᾷ” (“Jesus Christ conquers”). It is accepted that this formula first appeared in 720 on the coins of Leo III and his son Constantine IV and proclaimed the victory of the Byzantines over the Arabs under the protection of Christ and His Cross. Later on, imperial connotations of triumph and victory gave way to a more modest prayer for help and protection from the forces of evil. In the Crimea, the formula “IC XC NIKA” occurred from the late eighth century in building inscriptions, on architectural details, tombstones, and individual worship objects. From the thirteenth century on, the formula “IC XC NIKA” combined with a cross or independently appeared in burials: on slabs placed vertically at the eastern end of the grave so that the face of the deceased was turned to the image, or on ceramic shards that covered the mouth or neck of the deceased. The artefacts featuring this image were placed mainly in the burials of untimely departed persons: children, teenagers, or those who suffered from serious illnesses during their lifetime. The rite of placing ceramic fragments with Christian graffiti into burials for protection and scaring away evil spirits is documented in the Crimea in the thirteenth and fourteenth centuries, though in Byzantium it appeared from the tenth century on.
Keywords: ВИЗАНТИЯ
ЮГО-ЗАПАДНЫЙ КРЫМ
СУДАК
ХРИСТИАНСКИЙ ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД
КРЕСТ
ФОРМУЛА IC ХС NIKA
BYZANTIUM
SOUTH-WESTERN CRIMEA
SUDAK
CHRISTIAN FUNERAL RITE
CROSS
FORMULA “IC XC NIKA”
URI: http://hdl.handle.net/10995/106102
RSCI ID: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47687359
ISSN: 2687-0398
0320-4472
DOI: 10.15826/adsv.2021.49.014
Origin: Античная древность и средние века. 2021. Вып. 49
Appears in Collections:Античная древность и средние века

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
adsv-49-14.pdf4 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.