Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/104862
Название: Формирование информационно-коммуникационной культуры в современной цифровой среде
Другие названия: Building an Information and Communication Culture in the Modern Digital Environment
Авторы: Скульмовская, Л. Г.
Антонова, Л. Ю.
Кудинова, О. С.
Skulmovskaya, L. G.
Antonova, L. Yu.
Kudinova, O. S.
Дата публикации: 2021
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Скульмовская Л. Г. Формирование информационно-коммуникационной культуры в современной цифровой среде / Л. Г. Скульмовская, Л. Ю. Антонова, О. С. Кудинова // Koinon. — 2021. — Т. 2, № 2. — С. 69–83.
Аннотация: Целью исследования является изучение проблем формирования информационно-коммуникационной культуры в современной цифровой среде. В контексте концепции информационного общества рассматриваются особенности различных типов культуры, функционирующих в современной цифровой среде: информационная, электронная, экранная, интернет-культура, выявляются их общие черты и отличительные особенности. Информационная культура представляет собой тип культуры, включающий систему взглядов, этических установок, правил и норм, основой которого является информация как ценность, а материальными носителями — средства передачи (печать, радио, телефония, телевидение и Интернет). В качестве синонима термина «информационная культура» часто используется понятие «электронная культура», основополагающей чертой которой выступают виртуальные электронные площадки, транслирующие достижения культуры. Экранная культура рассматривается как некий продукт информационной эпохи, сформировавшийся в момент столкновения человека с экранными средствами отображения информации и неразрывно связанный с техническим прогрессом. Интернет-культуру можно выделить в отдельный тип культуры, включающий в себя использование возможностей Сети как площадки для реализации потребностей общения и самовыражения, развития творческого начала через создание, использование, трансформацию виртуальных объектов, зачастую аналогичных реально существующим, но имеющих особый, присущий только им вид. В работе определены компоненты информационной культуры, проанализированы ее трактовки в рамках культурологического, информационного, деятельностного и личностного подходов. В изучении электронной, экранной и интернет-культуры также существует несколько научных подходов: культурологический, филологический, философский, психологический. Указывается, что на данном этапе развития общества происходит становление нового социального типа человека («информационного») и характера общественных отношений. Феномен информационно-коммуникационной культуры рассмотрен в качестве компонента информационного общества, ее формирование в условиях цифровой среды анализируется на примере сферы образования и культуры.
The study explores the problems of forming an information and communication culture in a modern digital environment. In the context of the concept of the information society, the paper considers the characteristics of various types of culture functioning in the contemporary digital environment: information, electronic, screen, Internet culture. It also reveals their typical features and distinctive features. Information culture is a type of culture that includes a system of views, ethical attitudes, rules and norms, based on information as value, and material media — means of transmission (press, radio, telephony, television and the Internet). As a synonym to “information culture,” the concept of “electronic culture” is often used. Its fundamental feature is virtual electronic platforms broadcasting cultural achievements. Screen culture is considered a kind of product of the information era, formed during the collision of a person with screen display media and inseparably associated with technological progress. Internet culture can become a particular type of culture, which includes the use of the Web as a platform for realizing the needs of communication and self-expression, developing creativity through the creation, use, transformation of virtual objects, often similar to real ones, but with a special, unique appearance. The work identified components of information culture, analyzed its interpretations within the framework of cultural, information, activity and personal approaches. In the study of electronic, screen and Internet culture, there are also several scientific approaches: cultural, philological, philosophical, psychological. The authors indicate that at this stage of the development of society, there is a formation of a new social type of person (“information”) and the nature of social relations. The authors considered the phenomenon of information and communication culture as a component of the information society and examined its formation in the digital environment using areas of education and culture as an example.
Ключевые слова: ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
INFORMATION SOCIETY
INFORMATION AND COMMUNICATION CULTURE
DIGITAL TECHNOLOGIES
DIGITAL SOCIETY
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/104862
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=48546720
DOI: 10.15826/koinon.2021.02.2.016
Источники: Koinon. 2021. Т. 2. № 2
Располагается в коллекциях:KOINON

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
k_2_2021_04.pdf575,92 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.