Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/104843
Название: | Интертекстуальные связи в лирике Николая Щеголева: Пастернак, Маяковский, футуристы |
Другие названия: | Intertextual Connections in Nikolai Shchegolev’s Lyrical Poetry: Pasternak, Mayakovski, Futurists |
Авторы: | Абрамова, К. В. Abramova, K. V. |
Дата публикации: | 2021 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Абрамова К. В. Интертекстуальные связи в лирике Николая Щеголева: Пастернак, Маяковский, футуристы / К. В. Абрамова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2021. — Т. 23, № 3. — С. 164-185. |
Аннотация: | Статья посвящена анализу поэтики произведений Николая Щеголева с точки зрения влияния на художественный мир его произведений футуристической и авангардистской традиции. Целью нашего исследования является выявление семантических (тем и мотивов) и асемантических (таких как ритмическая структура, особенности построения строф и рифм) аспектов стихотворений Н. Щеголева, перекликающихся с теми явлениями в стихе, которые в эмигрантских кругах ассоциировались с революцией и искусством Советской России. В исследовательской литературе сложилась тенденция рассматривать произведения поэтов и писателей восточной ветви эмиграции в рамках развития классической литературы XIX в., а также в качестве продолжения традиций символизма и акмеизма. Часто такой подход связывают с особым положением Харбина, русского города в Китае, ставшего своеобразным символом прошлого, поскольку жизнь в нем строилась по образцу дореволюционной России. Тем не менее, ряд ученых (А. А. Забияко, Г. В. Эфендиева, Е. О. Кириллова, Е. Ю. Куликова) отмечает осмысление и развитие харбинскими поэтами авангардистского опыта. Произведения Николая Щеголева, в том числе и с точки зрения указанного аспекта, остаются малоизученными. В нашей работе мы, основываясь на историко-литературном и структурно-семиотическом подходах и опираясь на принципы интертекстуального и стиховедческого анализа, обращаемся к исследованию тем, мотивов, образов, а также ритма и строфических построений в поэзии Николая Щеголева, что позволит углубить и обобщить представления о поэтике его произведений. При рассмотрении отдельных текстов мы приходим к выводу, что некоторые темы и мотивы (такие как урбанистические темы, образы синематографа и оживающего манекена, связанная с ними тема колебания между живым и мертвым), а также эксперименты с ритмом, строфикой, словотворчеством восприняты и осмыслены Щеголевым через поэзию Владимира Маяковского, Бориса Пастернака и футуристов. This article analyses the poetics of Nikolai Shchegolev’s works from the point of view of the influence of the futuristic and avant-garde tradition on the artistic world of his works. The research aims to identify semantic (themes and motifs) and asemantic aspects (such as the rhythmic structure and construction peculiarities of stanzas and rhymes) of Shchegolev’s poems. These aspects resonate with such phenomena in the poems that were associated in émigré circles with the revolution and Soviet Russia’s art. There is a tendency in scholarly literature to consider the works of poets and writers of the “Eastern branch” of emigration as part of the development of nineteenth-century classical literature and as a continuation of the traditions of symbolism and Acmeism. This approach is often associated with the special position of Harbin, the Russian city in China, which has become a kind of symbol of the past, as life there was based on the model of pre-revolutionary Russia. Nevertheless, some scholars (A. A. Zabiyako, G. V. Efendiyeva, E. O. Kirillova, E. Yu. Kulikova) note the reflection and development of Harbin poets’ avant-garde experience. Nikolai Shchegolev’s works, including these aspects, remain insufficiently explored. In this work, referring to historical and literary and structural and semiotic approaches and the principles of intertextual and poetic analysis, the author turns to the study of themes, motifs, and images, as well as rhythm and strophic structures in the poetry of Nikolai Shchegolev, which makes it possible to deepen and summarise ideas about the poetics of his works. When considering individual texts, the author concludes that some themes and motifs (such as urban themes, the images of a cinematograph and a mannequin which is coming back to life, and the associated theme of oscillation between the living and the dead), as well as experiments with rhythm, strophic division, and word coinage were accepted and understood by Shchegolev through the poetry of Vladimir Mayakovski, Boris Pasternak, and the futurists. |
Ключевые слова: | ВОСТОЧНАЯ ВЕТВЬ ЭМИГРАЦИИ ХАРБИН НИКОЛАЙ ЩЕГОЛЕВ МОЛОДАЯ ЧУРАЕВКА МАЯКОВСКИЙ ПАСТЕРНАК ФУТУРИЗМ ИНТЕРТЕКСТ РИТМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РУССКИЙ КИТАЙ EASTERN BRANCH OF EMIGRATION HARBIN NIKOLAI SHCHEGOLEV YOUNG CHURAEVKA MAYAKOVSKI PASTERNAK FUTURISM INTERTEXT RHYTHMIC STRUCTURE RUSSIAN CHINA |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/104843 |
Условия доступа: | Creative Commons Attribution License |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
Идентификатор РИНЦ: | https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47083633 |
ISSN: | 2227-2283 2587-6929 |
DOI: | 10.15826/izv2.2021.23.3.052 |
Сведения о поддержке: | Работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 19-18-00127 «Сибирь и Дальний Восток первой половины XX века как пространство литературного трансфера». The work was supported by the Russian Science Foundation grant 19-18-00127 “Siberia and the Far East of the First Half of the 20th Century as a Space of Literary Transfer”. |
Карточка проекта РНФ: | 19-18-00127 |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2021. Т. 23. № 3 |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2021-3-11.pdf | 169,79 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons