Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/104842
Полная запись метаданных
Поле DC | Значение | Язык |
---|---|---|
dc.contributor.author | Ефимов, Н. А. | ru |
dc.contributor.author | Efimov, N. A. | en |
dc.date.accessioned | 2021-10-20T11:06:41Z | - |
dc.date.available | 2021-10-20T11:06:41Z | - |
dc.date.issued | 2021 | - |
dc.identifier.citation | Ефимов Н. А. Художественная рецепция толстовских взглядов в трилогии В. П. Аксенова «Московская сага»: к вопросу о личности в истории / Н. А. Ефимов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2021. — Т. 23, № 3. — С. 153-163. | ru |
dc.identifier.issn | 2227-2283 | |
dc.identifier.issn | 2587-6929 | online |
dc.identifier.uri | http://elar.urfu.ru/handle/10995/104842 | - |
dc.description | Поступила в редакцию: 20.04.2021. Принята к печати: 28.07.2021. | ru |
dc.description | Submitted: 20.04.2021. Accepted: 28.07.2021. | en |
dc.description.abstract | В статье анализируются рассуждения В. П. Аксенова в трилогии «Московская сага» о концепции Л. Н. Толстого роли личности в истории. Процесс духовного самоопределения протагонистов саги рассматривается в контексте толстовского взгляда на деятельность всей массы людей, участвующих в историческом событии и влияющих на его исход, что позволяет выявить точку зрения Аксенова на личную ответственность человека в условиях сталинизма. Основными источниками являются «Война и мир» Толстого и «Московская сага» Аксенова. Цель работы — раскрытие художественного осмысления Аксеновым роли масс и роли личности в процессе становления сталинизма, а также в период Великой Отечественной войны. Основные результаты исследования связаны с сопоставлением художественных приемов, направленных на развенчивание мифа гениальности Наполеона как полководца и руководителя движения народов у Толстого и Сталина как вождя и правителя в трактовке Аксенова. В работе также рассматриваются вклад Аксенова в литературную традицию гротеска, использование функций телесного «низа» и обращение к демоническим мотивам русского фольклора в сатирическом изображении Сталина. На основе методов сравнительного и герменевтического анализа автор делает вывод, что метафора Аксенова «сталинский гипноз» является художественным аналогом толстовской концепции «роевого» поведения, и что дискуссия Аксенова с Толстым об отрицании роли личности в истории — это постмодернистский игровой прием, средство художественного осмысления и актуализации философско-исторической концепции Толстого в XX в. | ru |
dc.description.abstract | This article investigates V. P. Aksyonov’s argument with L. N. Tolstoy about the role of personality in history in his trilogy Generations of Winter. The saga protagonists’ spiritual awakening and self-identification are discussed in the context of Tolstoy’s view on the activity of the general mass of people who take part in a historical event and determine its outcome. This allows to elicit Aksyonov’s view on man’s personal responsibility under Stalinism. The main sources of this paper are Tolstoy’s War and Peace and Aksyonov’s Generations of Winter. Its purpose is to explain Aksyonov’s artistic conceptualization of the role of the masses and the individual under the Stalinist regime and in the Great Patriotic War. The major results of the research have been achieved by comparing the artistic devices employed by Tolstoy in fracturing the myth of Napoleon’s genius as leader of the general mass with Aksyonov’s approach in satirical portrayal of Stalin. The article explores Aksyonov’s contribution to the literary tradition of the grotesque, his utilization of the functions of the body “bottom” and of Russian popular demonic motifs in the depiction of Stalin. The paper’s author utilizes a comparative hermeneutical analysis and concludes that Aksyonov’s metaphor of “Stalinist hypnosis” is the writerly equivalent of Tolstoy’s conception of “swarm behavior”, and that Aksyonov’s argument with Tolstoy’s negation of the role of the individual in history is a postmodern playful ironic device, a means for his conceptualization and revision of Leo Tolstoy’s philosophichistorical view for the twentieth century. | en |
dc.format.mimetype | application/pdf | en |
dc.language.iso | ru | en |
dc.publisher | Уральский федеральный университет | ru |
dc.relation.ispartof | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2021. Т. 23. № 3 | ru |
dc.rights | Creative Commons Attribution License | en |
dc.rights.uri | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ | - |
dc.subject | СТАЛИН | ru |
dc.subject | ГРОТЕСК | ru |
dc.subject | СВОБОДА | ru |
dc.subject | ОТВЕТСТВЕННОСТЬ | ru |
dc.subject | САМООПРЕДЕЛЕНИЕ | ru |
dc.subject | ИСТОРИЯ | ru |
dc.subject | ПОЛЕМИКА | ru |
dc.subject | САТИРА | ru |
dc.subject | КАРНАВАЛ | ru |
dc.subject | STALIN | en |
dc.subject | GROTESQUE | en |
dc.subject | FREEDOM | en |
dc.subject | RESPONSIBILITY | en |
dc.subject | SELF-IDENTIFICATION | en |
dc.subject | HISTORY | en |
dc.subject | POLEMICS | en |
dc.subject | SATIRE | en |
dc.subject | CARNIVAL | en |
dc.title | Художественная рецепция толстовских взглядов в трилогии В. П. Аксенова «Московская сага»: к вопросу о личности в истории | ru |
dc.title.alternative | Artistic Perception of Leo Tolstoy’s Conception in V. P. Aksyonov’s Trilogy Generations of Winter: On the Question of the Individual in History | en |
dc.type | Article | en |
dc.type | info:eu-repo/semantics/article | en |
dc.type | info:eu-repo/semantics/publishedVersion | en |
dc.identifier.rsi | https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47083632 | - |
dc.identifier.doi | 10.15826/izv2.2021.23.3.051 | - |
local.description.firstpage | 153 | - |
local.description.lastpage | 163 | - |
local.contributor | Ефимов, Нина Александровна | ru |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2021-3-10.pdf | 168,02 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons