Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/100847
Название: Конгруэнтность направлений подготовки студентов университетов потребностям регионального рынка труда: секторальный анализ
Другие названия: Universities’ Training Programs Congruence to the Needs of the Regional Labour Market: Sectoral Analysis
Авторы: Фирсова, А. А.
Преображенский, Ю. В.
Firsova, A. A.
Preobrazhenskiy, Yu. V.
Дата публикации: 2021
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Фирсова А. А. Конгруэнтность направлений подготовки студентов университетов потребностям регионального рынка труда: секторальный анализ / А. А. Фирсова, Ю. В. Преображенский // Университетское управление: практика и анализ. — 2021. — Том 25. — № 2. — С. 34-48.
Аннотация: Авторами данной исследовательской статьи на основе концепции секторной модели экономики и индекса структурных различий проведен анализ соответствия направлений подготовки студентов отраслевой структуре занятости в 84 регионах Российской Федерации. Представлен методический подход к оценке конгруэнтности направлений подготовки студентов университетов потребностям регионального рынка труда. С использованием методов экономического и статистического анализа определены уровень дифференциации региональных систем высшего образования, секторальная структура выпускников и показатель их трудоустройства в региональном разрезе, а также проанализировано соотношение предложения выпускников и спроса на них. Составлена классификация регионов по уровням этого соотношения и сделаны выводы о сбалансированности систем высшего образования в регионах с учетом потребностей в подготовке кадров. Диагностирована структурно-профессиональная диспропорция между региональными рынками труда и региональными системами высшего образования в большинстве регионов России и выявлены дисбалансы в подготовке специалистов во вторичном секторе экономики, который является определяющим для развития высокотехнологичных производств и обеспечивает потребность в кадрах для новой цифровой экономики. Определены направления преодоления дисфункциональности взаимоотношений университетов и рынка труда. Результаты исследования позволяют принимать решения по совершенствованию политики распределения планового контингента студентов по направлениям подготовки в соответствии с потребностями региональных экономик.
The authors of this article are carrying out the analysis of the students’ training programs congruence to the sectoral structure of employment in 84 Russian regions using the sectoral model concept and the index of structural differences. The paper presents a methodological approach to assessing the congruence of training programs with the needs of the regional labor market in Russia. The level of regional higher education systems differentiation, the sectoral structure of graduates, and the level of their employment in the regional context were determined applying economic and statistical methods. The ratio of the graduates’ supply to their demand analyzed, there is presented a classification of regions according to the levels of this ration, conclusions drawn on the balance of higher education systems in the regions, taking into account the needs for training. A structural and professional disproportion between regional labor markets and regional systems of higher education in most regions of Russia is diagnosed, as well as a number of imbalances concerning specialists’ training in the secondary sector of the economy, which is decisive for the development of high-tech in dustries and provides the need for personnel within the new digital economy. The directions for overcoming dysfunction of the relationship between universities and the labor market are identified. The results of the study make it possible to make decisions on improving the policy of distributing the planned contingent of students by training programs in accordance with the needs of regional economies.
Ключевые слова: UNIVERSITY
REGIONAL HIGHER EDUCATION SYSTEMS
REGIONAL ECONOMICS
GRADUATE EMPLOYMENT
LABOUR MARKET
УНИВЕРСИТЕТ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ
РЫНОК ТРУДА
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/100847
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
ISSN: 1999-6659
1999-6640
DOI: 10.15826/umpa.2021.02.013
Сведения о поддержке: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-010-01115 «Разработка методологии и инструментария оценки эффективности функционирования региональной системы высшего образования и моделирование ее сбалансированного развития».
The reported study was supported by Russian Foundation for Basic Research, project «Development of Methodology and Tools for Assessing the Effectiveness of Regional Higher Education System and Modelling Its Balanced Development» No 18-010-01115.
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2021. Том 25. № 2
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
1999-6640_2021_25_2_34-48.pdfСтатья1,5 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons