Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/100548
Название: Модификация городских названий в речевой деятельности ребенка
Другие названия: City Place Names and their Modifi cation in Child Speech
Авторы: Круглякова, Т. А.
Kruglyakova, T. A.
Дата публикации: 2021
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Круглякова Т. А. Модификация городских названий в речевой деятельности ребенка / Т. А. Круглякова // Вопросы ономастики. — 2021. — Т. 18, № 2. — С. 121-138.
Аннотация: Современная антропоцентрическая парадигма лингвистических изысканий нацелена на изучение особенностей индивидуальной языковой картины мира, в том числе топонимической. Моделирование процессов восприятия, запоминания и извлечения из памяти топонимов обычно происходит с опорой на экспериментальные данные. Но не менее информативным материалом могут стать модификации, которым подвергаются топонимы в речевой деятельности индивидов. Ценный материал представляют собой детские модификации, так как в речи детей в силу их недостаточного языкового и повседневного опыта топонимы подвергаются наибольшим искажениям. На материале авторской коллекции модификаций петербургских топонимов, воспринятых на слух детьми 3–11 лет (более 170 фактов), делаются выводы об особенностях протекания процессов слухового восприятия (роли субъективной частотности, фонематических и супрафонемных характеристик слов в процессе смыслового прогнозирования, особенностях детских перцептивных эталонов фонем, специфике процессов этимологизирования и переосмысления внутренней формы слова), запоминания и хранения информации (иерархии связей внутри ментального лексикона ребенка; специфике протекания процессов семантизации лексики, в том числе собственных и нарицательных имен; роли самостоятельного конструирования слов и грамматических форм по мере воспроизведения лексических единиц). Анализ данных, полученных естественным путем, позволяет уточнить представления об особенностях конструирования и функционирования соответствующих фрагментов индивидуальных языковых систем и специфике протекания процессов речевой деятельности. Полученные сведения могут быть использованы в работе с детьми для разработки методик развития речи, памяти и внимания, программ курсов исторического краеведения.
The anthropocentric focus of contemporary linguistic research highlights the specifi city of individual linguistic worldview which includes a personal sense of toponymy. The studies discussing the ways that toponymic concepts are apprehended, memorized, and retrieved from memory are usually based on experimental data. But looking at irregular changes that toponyms may receive in individual speech is no less informative. Children’s speech proves the most valuable source for this, since it is less bound to the language norms of everyday communication, which makes the modifi cations more distinct. The author uses a collection (more than 170 items) of St.-Petersburg toponym modifi cations from children of 3–11 years old, drawing some conclusions about the peculiarities of their auditory perception (the role of individual frequency, phonemic and supra-phonemic word features in building semantic awareness, the specifi city of phoneme patterns recognition by children and the processes of etymologizing and rethinking the internal form of the word), memorizing and storing information (the study of the child’s vocabulary connections and semantization of words including proper and common nouns; making up words and grammatical forms in the course of their multiple reproduction). Analysis of this real-life data brings clarity over some structural and functional aspects of individual linguistic systems and their speech manifestations. The information obtained can be used for creating child’s speech, memory, and attention training programs, as well as for studies in local history.
Ключевые слова: ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ
ДЕТСКАЯ РЕЧЬ
ЛОЖНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ
МЕНТАЛЬНЫЙ ЛЕКСИКОН
ОНТОЛИНГВИСТИКА
ОСЛЫШКА
РЕЧЕВАЯ ОШИБКА
ТОПОНИМИЯ
SPEECH PERCEPTION
CHILDREN’S SPEECH
FALSE ETYMOLOGY
MENTAL VOCABULARY
ONTOLINGUISTICS
HEARING IMPAIRMENT
SPEECH ERROR
TOPONYMY
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/100548
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=46358657
ISSN: 1994-2400
1994-2451
DOI: 10.15826/vopr_onom.2021.18.2.022
Источники: Вопросы ономастики. 2021. Том 18. № 2
Располагается в коллекциях:Вопросы ономастики

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
vopon_2021_2_07.pdf334,28 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.