Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/100248
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorВласова, Е. Г.ru
dc.contributor.authorVlasova, E. G.en
dc.date.accessioned2021-07-08T11:22:12Z-
dc.date.available2021-07-08T11:22:12Z-
dc.date.issued2021-
dc.identifier.citationВласова Е. Г. Нарративизация пространства в первых путеводителях по Уралу / Е. Г. Власова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2021. — Т. 23, № 2. — С. 175-188.ru
dc.identifier.issn2227-2283print
dc.identifier.issn2587-6929online
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/100248-
dc.descriptionПоступила в редакцию: 28.08.2020. Принята к печати: 15.04.2021.ru
dc.descriptionSubmitted: 28.08.2020. Accepted: 15.04.2021.en
dc.description.abstractСтатья посвящена роли первых уральских путеводителей в общем процессе формирования геокультурного образа Урала. Материалом исследования послужили путеводители 1899 и 1904 гг., подготовленные известным уральским журналистом В. А. Весновским и ставшие первой попыткой целостного описания региона, адресованного широкому читателю. В фокусе внимания находятся приемы нарративизации пространства, которые, в отличие от справочных изданий, активно используются путеводителями. Нарративизация рассматривается в ее функциональном аспекте: как способ вовлечения аудитории за счет эмоционально рассказанной истории. В качестве основного методологического подхода используется идея Дж. Брунера о двойном ландшафте нарратива: ландшафте действия и ландшафте сознания. В ходе анализа выявляются основные предметные сферы нарративизации в путеводителях, а также психологические эффекты представленных историй. В результате обнаруживается, что нарративизация пространства происходит на разных уровнях путеводителя: на уровне макроструктуры она реализуется в маршруте путешествия, на уровне содержания — в описании достопримечательностей, которые являются основой любого путеводителя. Дискурсивными приемами нарративизации служат приемы эмоционального вовлечения читателя: приглашающее к совместному наблюдению репортажное описание и динамическое панорамное видение, заимствованные из путевой очеркистики; обращение к личному опыту читателя, а также драматизация повествования, связанная с установкой на действующих и чувствующих героев. Делается вывод о том, что первые уральские путеводители активно включились в процессы объединения геокультурных значений уральского пространства, предложив сюжеты для его целостного прочтения и множество вовлекающих нарративов, посвященных отдельным локусам.ru
dc.description.abstractThis article is devoted to the role of the first Ural travel guides in the general process of the formation of geo-cultural image of the Urals. The author refers to guidebooks from between 1899 and 1904 prepared by the famous Ural journalist V. A. Vesnovsky, which became the first attempt at a holistic description of the region addressed to the general reader. The article focuses on the techniques of space narrativisation, which are actively used by guidebooks, unlike reference books. Narrativisation is seen in its functional aspect: as a way to engage the audience through an emotionally told story. J. Bruner’s idea of the dual landscape of narrative: the landscape of action and the landscape of consciousness is used as the main methodological approach. The analysis reveals the main subject areas of narrativisation in guidebooks, as well as the psychological effects of the stories presented. It is revealed that the narrativisation of space occurs at different levels of the guide: at the level of macrostructure, it is implemented in the travel route, while at the level of content — in the description of attractions, which are the basis of any guide. The discursive narrative methods are methods of the emotional engagement of the reader: reportage description inviting to joint observation and dynamic panoramic vision borrowed from travel essays; an appeal to the reader’s personal experience, as well as dramatisation of the narrative associated with a focus on the characters who act and feel. In the long run, it is concluded that the first Ural travel guides were actively involved in the processes of combining the geocultural values of Ural space, proposing subjects for its holistic reading and a variety of involving narratives dedicated to individual locations.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherУральский федеральный университетru
dc.relation.ispartofИзвестия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2021. Т. 23. № 2ru
dc.rightsCreative Commons Attribution Licenseen
dc.rights.urihttps://creativecommons.org/licenses/by/4.0/-
dc.subjectНАРРАТИВru
dc.subjectНАРРАТИВИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВАru
dc.subjectПУТЕВОДИТЕЛЬru
dc.subjectРЕПОРТАЖНОЕ ОПИСАНИЕru
dc.subjectДРАМАТИЗАЦИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯru
dc.subjectЛАНДШАФТЫ НАРРАТИВАru
dc.subjectNARRATIVEen
dc.subjectSPACE NARRATIVISATIONen
dc.subjectGUIDEBOOKen
dc.subjectREPORTAGE DESCRIPTIONen
dc.subjectNARRATIVE DRAMATISATIONen
dc.subjectNARRATIVE LANDSCAPESen
dc.titleНарративизация пространства в первых путеводителях по Уралуru
dc.title.alternativeSpace Narrativisation in the First Travel Guides around the Uralsen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=46324162-
dc.identifier.doi10.15826/izv2.2021.23.2.033-
local.description.firstpage175-
local.description.lastpage188-
local.contributorВласова, Елена Георгиевнаru
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2021-2-12.pdf198,74 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons