Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/100244
Название: Московский печатный двор при патриархе Никоне: особенности репертуара и художественного оформления изданий
Другие названия: Moscow Print Yard under Patriarch Nikon: Specific Features of the Repertoire and Artistic Design of Publications
Авторы: Хромов, О. Р.
Khromov, O. R.
Дата публикации: 2021
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Хромов О. Р. Московский печатный двор при патриархе Никоне: особенности репертуара и художественного оформления изданий / О. Р. Хромов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2021. — Т. 23, № 2. — С. 110-127.
Аннотация: Статья посвящена изучению деятельности Московского печатного двора в период при патриархе Никоне в 1652–1658 гг. В этот период не только велась хозяйственная перестройка на Печатном дворе, но и происходили серьезные изменения в репертуаре изданий и оформлении книг. Всю эту работу контролировал и координировал сам патриарх Никон. В настоящей статье делается попытка проследить деятельность Печатного двора этого периода в целом, рассмотрев структуру репертуара издательской продукции и оформления книг, а также изменения во внешней форме московских изданий. В статье проанализирован новый тип изданий, появившийся при патриархе Никоне, — листовые издания, выявлены причины и мотивы их появления. Отмечается, что их появление обусловлено не экономической выгодой, а их оперативностью и тиражностью, а также возможностью с их помощью унифицировать церковно-административные вопросы. Рассмотрены вопросы иконографической «справы», связанные с изменениями изображений животных символов евангелистов во фронтисписных гравюрах Евангелия. Причины, побудившие патриарха Никона сделать эти исправления, основаны на общем подходе к исправлению церковных обрядов и книг. В исправлении порядка животных символов патриарх Никон опирался на древнюю русскую рукописную (до XV в.) традицию и греческие образцы, связанные, в первую очередь, с изображениями на антиминсах. В статье уделено внимание изданию антиминса как нового типа московского издания и обсуждается вопрос о его образцах. Рассмотрены особенности гравированных иллюстраций в никоновских изданиях, их оформление.
This article studies the activities of the Moscow Print Yard during the period under Patriarch Nikon between 1652 and 1658. The period was not only characterised by a serious economic activity intended to organise work at the Print Yard but also a number of considerable changes in the repertoire of publications of the printing house and book design. All these actions took place under the direct supervision of Patriarch Nikon and his participation. This article makes an attempt to trace the overall activity of the Print Yard in two directions: studying the structure of the repertoire of print products and book design and changes in the external form of Moscow editions. The article examines a new type of editions which appeared under Patriarch Nikon — loose-leaf editions, clarifying the reasons and motives for their appearance, which are not due to their economic benefit but their efficiency and circulation, and the opportunity to standardise church administrative issues through them. Additionally, the author considers issues connected with iconographic “preparation” related to changes in the images of the animal symbols of the Evangelists in the frontispiece engravings of the Gospel. Also, the article clarifies the reasons that prompted Patriarch Nikon to make these corrections, which are based on a general approach to correcting church rites and books. In correcting the order of animal symbols, Patriarch Nikon relied on the ancient Russian manuscript tradition (pre-15th century) and Greek samples associated primarily with the images on the Antimins. The article pays special attention to the publication of Antimins as a new type of Moscow edition considering the question of its samples. Finally, the author examines the features of engraved illustrations in Nikon’s editions and their design demonstrating the significance of Nikon’s reforms for the development of the artistic form and art of the Moscow book.
Ключевые слова: КИРИЛЛОВСКАЯ КНИГА
СТАРОПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ
ПАТРИАРХ НИКОН
МОСКОВСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ ДВОР
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КНИГ
ИСТОРИЯ ГРАВЮРЫ
CYRIL BOOK
EARLY PRINT EDITIONS
PATRIARCH NIKON
MOSCOW PRINT YARD
DESIGN OF BOOKS
HISTORY OF ENGRAVING
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/100244
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46324158
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2021.23.2.029
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2021. Т. 23. № 2
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2021-2-08.pdf9,26 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons