Т. В. Савина
Творческий потенциал читательского семинара в развитии критического мышления студентов вуза
Сегодня в условиях все ускоряющихся и углубляющихся перемен в обществе, науке и культуре перед теорией и практикой образования и самообразования стоит важная задача осмыслить динамические перемены, сделать выбор ценностей, знаний и убеждений, способов и методов деятельности, которые бы обеспечивали человеку способность решать проблемы своей жизни, своего профессионально-личностного становления не агрессивно, а разумно. Вызов времени образование не на всю жизнь, а «образование через всю жизнь» актуализирует способность человека к познанию, к диалогу, к развитию, к самосовершенствованию, делает эту способность востребованной всеми сферами самореализации человека.
Один из самых продуктивных путей постижения пространственно-временных и смысловых измерений жизни это гуманитарное образование, обращенное к духовным возможностям человека, его нравственно-этическому и художественно-эстетическому развитию.
Поскольку гуманитарное знание направлено на осмысление, трактовку и интерпретацию бытия, поэтому оно выступает в виде ценностно-смыслового освоения и воспроизведения человеческого существования. Гуманитарное образование формирует отношение человека к своей жизни как ценности и к жизни другого человека как встрече, как событию.
Использование в гуманитарном образовании современных образовательных технологий не самоцель, а явление закономерное, связанное с потребностью в новом качестве образования, адекватного времени, информатизации общества, его открытости, поликультурности. Поэтому есть необходимость разобраться в целях и смыслах использования активных форм работы с информацией, включения их в методологическую культуру библиотечных работников.
Что дают нам современные технологии гуманитарного образования? Во-первых, создают условия не только для понимания содержания, но и формируют умение пользоваться методами познания, приемами построения нового знания. Становятся актуальными вопросы: что я должен уметь, чтобы достичь успеха? Какие умения помогут мне достичь цели? Почему я пошел таким путем? Оптимальный ли выбрал способ решения проблемы? Какие я проделал технологические шаги, чтобы получить результат? Как это сделано? Какой момент создавал ситуацию выбора метода и приемов? Где и как я могу использовать приобретенный опыт?
Во-вторых, современные технологии обучения создают условия для усвоения способов обмена информацией, их углубления и преобразования. Студенты вместе с нашей помощью учатся информацию адресовать, делать ее компактной, графически организованной, выстроенной, структурированной.
В-третьих, технологии помогают студентам себя проявить, презентовать и развить, потому что каждый выбирает свою меру участия, объем информации, свой темп профессионального роста.
И, наконец, интерактивные формы обучения (минимум регламентации и максимум инициативы) дают возможность студентам активно думать, писать, говорить, понимать. Они формируют языковую личность со смелым речевым поведением, культурой мысли и слова.
Использование современных технологий гуманитарного образования направлено на достижение очень важной цели формирование критического мышления будущего профессионала, интеллигента, исследователя.
Напомним признаки критического мышления, позволяющего решать профессиональные задачи на качественно новом уровне путем интегрирования теории с практикой, новых знаний со старым опытом, эксперимент с продуцированием идей. Выделим следующие признаки критического мышления:
Характеризуя его сущность в рамках технологии, необходимо отметить: критическое мышление представляет собой такой тип мышления, который помогает человеку находить собственные приоритеты в личной, профессиональной и общественной жизни, а так же соотносить их с актуальными нормами.
Критическое мышление это активный и интерактивный процесс познания, позволяющий развивать культуру «диалога» в совместной деятельности и предполагающий принятие человеком личной ответственности за сделанный выбор. Такой тип мышления повышает уровень культуры индивидуальной работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия решений и отвечать за них.
Базовый технологический алгоритм критического мышления состоит из трех фаз.
Стадия вызова пробуждает интерес к теме, создает установку на ее актуальное и творчески-поисковое изучение, побуждает к вопросам и их фиксирует, актуализирует имеющиеся знания и структурирует процесс дальнейшего изучения темы, материала, проблемы.
Стадия осмысления предполагает соотнесение этой информации с собственными знаниями (представлениями), получение новой информации активными способами, установление новых смысловых и логических связей, работа непосредственно с текстом осуществляется по парам, в малых группах, со всеми вместе.
Стадия размышления (рефлексии) включает целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и его повторную проблематизацию (новый «вызов»).
Главное заключается в том, что технология пробуждает и стимулирует активность студента на протяжении всего занятия с помощью особых приемов и способов работы с информацией, которая в результате становится присвоенным и лично значимым знанием студента.
Среди эффективных приемов восприятия, осмысления и передачи знаний мы выбрали такую форму организации работы с читателями, как читательский семинар. Размышлять на читательском семинаре о чтении как творчестве и поиске ответов на внутренние вопросы открытого миру сознания это значит не только выбирать приемы организации чтения, мотивировать студентов на встречу с текстом, но и осмысливать способ чтения, входить в процесс чтения как эстетическое удовольствие.
В нашей библиотеке разработка читательского семинара это совместный проект учебно-методического управления (рук. Г. А. Карпова, профессор, канд. пед. наук) и сотрудников библиотеки. Библиотека ставила перед собой цель: оказать помощь студентам в умении вдумчиво и конструктивно читать, выстраивая ассоциативные связи с прежним своим читательским опытом, дать возможность продуктивно работать с текстом, открывая в нем личностно значимый смысл и фиксируя вопросы и открытия. Впервые проведенный в рамках празднования Международного дня студентов, он вызвал живой отклик среди студентов 2 курса филологического факультета университета. Организованный в формате «круглого стола», семинар проходил динамично. «Не скучно», «продуктивно», «формирует профессиональный опыт взаимодействия» из оценок студентов. Студенты активно участвовали в организации самого занятия, выбирая тему своего выступления. Многие размышляли о том, что с этой позиции не подходили к осмыслению чтения, что их привлекает стиль и организация семинара, приемы чтения и письма для развития критического мышления. С точки зрения участников семинара, продуктивным его потенциалом является обращенность процесса чтения и анализа к мысли, к чувству, к читательскому опыту каждого.
Семинары для библиотекарей и студентов становятся ожидаемыми встречами с книгой и ее автором. Каждый новый семинар расширяет опыт чтения, обогащает приемами организации процесса размышления над идеями, которые книга скрывала от читателя до встречи с ней.
Весь читательский семинар построен на выполнении трех заданий:
Первое задание предполагает совместными усилиями дать определение слову читатель и аргументированно отстоять свою точку зрения.
Начинается семинар с вопроса ведущего к аудитории: «Задумывались ли вы над вопросом, что значит быть читателем?». С этого и начинается «вызов» читательского интереса.
Работа проходит в форме «круглого стола», метода обучения сообща, в котором каждый в группе из трех человек (по очереди) подхватывает и развивает идею о читателе, высказанную предыдущим. Работа в режиме «круглого стола» дает возможность достичь полноты определения путем дополнения, уточнения, углубления понятия при сохранении главного признака или ведущей идеи. В раздаточном материале приведены примеры вариантов выполнения задания:
Результаты каждого «круглого стола» зачитываются и анализируются экспертной группой (жюри в составе ведущего семинар преподавателя и библиотекаря), которые разработали критерии анализа: развитие ведущей мысли; оригинальность аргументации, достижение полноты смысла, учет мнения каждого за «круглым столом». Продуктивным является разнообразие определений, для одних важен результат чтения, расширение кругозора (количество прочитанных книг), для других процесс осмысления прочитанного, а для третьих момент переживания, эстетического удовольствия, эмоционального заражения.
Затем каждому «круглому столу» предлагается подобрать синоним к слову читатель, который будет являться точкой в общем тексте, или к словосочетанию: читатель писатель, зафиксировав связь между этими двумя словами. Варианты необходимо соотнести с содержанием созданного определения: библиофил, труженик, творец, талант, художник, открыватель, писатель. Примеры подготовлены сотрудниками библиотеки заранее и раздаются участникам семинара.
Читатель: творческий, внимательный; перечитывает, собирает, анализирует,
критически осмысливает прочитанное.
Библиофил современный, знающий; выбирает, оценивает, критикует,
встречается на страницах книг с автором, творит, отражает, вопрошает, талантливый.
Писатель.
Первый этап семинара этап «вызова» можно считать состоявшимся, если создана эмоциональная готовность к читательскому семинару, сформирован информационный запрос: «А что сегодня будем читать?», если есть потребность и стремление раскрыть, расширить свой читательский опыт.
Второй этап читательского семинара готовит переход семинара к фазе «осмысления». Начинается второе задание с зачитывания небольшого текста Андре Моруа «Письмо незнакомке»: «Как следует читать? Первое чтение, как правило, если книга нас трогает, это чтение быстрое и взволнованное. Читатель глотает страницы. При последующем чтении (а настоящая книга может быть прочитана сотню раз) надо иметь под рукой карандаш или ручку. Ничто так не способствует формированию вкуса и ума, как запись возвышенного суждения или заметки по поводу глубокой мысли» [5]. Предлагаем студентам воспользоваться разметкой текста, чтобы высказать свое отношение к суждениям А. Моруа о чтении по трем критериям:
Рассматриваем несколько вариантов тезисов:
Далее начинается работа в парах сменного состава. Каждый выбирает один из тезисов. Подчеркивает в нем опорные слова, пересказывает выбранный афоризм и комментирует свой выбор. Участники семинара обмениваются выбранными тезисами, своими комментариями и обсуждают, какое суждение писателя можно сделать эпиграфом читательского семинара и почему.
Третий, завершающий этап читательского семинара (этап осмысления процесса чтения) это момент погружения в медленное чтение текста предисловия И. А. Ильина «О чтении»: «Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать. Поймут ли? Увидят ли то, что он хотел сказать? Почувствуют ли то, что любило его сердце? И кто будет его читать? От этого зависит так много...»
« Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно быть углублено, оно должно быть творческим и созерцательным. И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. Тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение "разлагающее и обессиливающее. По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочитанного, как бы букетом собранных нами в чтении цветов...» [4].
Во время чтения составляется конспект, в котором читатели фиксируют наиболее важные для понимания и осмысления строчки, слова и делают к ним свои комментарии. Эта работа требует сосредоточенности, неторопливости, возможности остаться с текстом «наедине» и его перечитать. Выделение ключевой проблемы текста и тезисов помогает критическому осмыслению содержания статьи, которая обладает большой вдохновляющей силой. Автор конспекта вступает с И. А. Ильиным в воображаемый диалог, выстраивает свои рассуждения.
Затем каждый «круглый стол» (три человека) формулирует свои вопросы, на которые автор письма ищет ответ, и предлагает их другой группе для поиска ответа. Перекрестная дискуссия дает возможность увидеть многообразные возможности понимания содержания статьи, открывает разные стороны понимания проблемы чтения.
На семинаре создается атмосфера открытости, доверия, интереса к книге. Встреча с оригинальным читательским опытом писателей Андре Моруа и Ивана Александровича Ильина состоялась. Возникает вопрос: состоялась ли эта встреча как знакомство (первое впечатление), как переживание (вживание в текст), как осмысление (понимание проблемы и ее вопросов), как сотворчество (способность интерпретировать мысли и образы в своем тексте), как перспектива (прочитать и больше узнать об авторах)? В этом и кроется развивающий критическое мышление формирующий культуру чтения потенциал семинара, потому что на нем есть время и чтению, и письму, и обсуждению.
В дальнейшем планируем включать в круг чтения студентов тексты произведений из разных областей науки и анализ духовных биографий выдающихся педагогов, интегрирующих в своей жизни три важных роли: Человек, Учитель, Ученый (например, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман и др.) совместно с кафедрой культурологии и философии. Мы думаем, что свободное чтение поможет студентам выйти за рамки прагматического отношения к книге, увидеть в процессе чтения и эстетическое наслаждение, и интеллектуальное удовольствие и творческий труд.
Не только познавательная самостоятельность, творческая активность, потребность в философских и дидактических обобщениях становятся доступны студенту в процессе работы на читательском семинаре, но и понимание, что профессиональное становление неразрывно связано с личностным ростом, воспитанием и самовоспитанием. Развитое мышление, опыт поисковой деятельности позволяют студенту ощущать себя образованным, интеллигентным, «умным человеком с добрым сердцем» (Н. Бердяев), умеющим эффективно и творчески мыслить.
Список литературы