Шестая Межрегиональная научно-практическая конференция
"Университетская библиотека в образовательном пространстве XXI века"
[28.11.2005 - 30.11.2005]

Л. В. Кайгородова

Библиотечная концептуальная выставка как символическая система

В процессе образования и социализации личности происходит актуализация формирования символического мировосприятия, т. е. осознания как внешнего мира, так и микрокосмоса собственной личности, становление внутреннего диалога между позициями рационального сознания и сознания символического, которое проявляется как архаическое, мифологическое, мистическое, внерациональное, чувственно-эмоциональное, поэтическое, синкретическое и прочее. Символ выступает как «универсальное средство регуляции духовно-практического опыта, позволяя субъекту в ходе взаимодействия с реальностью обнаруживать и актуализировать смыслы целостного бытия, не объективируемые и не осознаваемые в рациональных знаковых формах» [2. – С. 3]

Библиотечная концептуальная выставка является своеобразной формой представления мира (культурологический аспект выставки) и в этом качестве участвует в формировании психического мира современного студента (когнитивно-психологический аспект выставки). Являясь по сути своей сложной символической системой, библиотечная концептуальная выставка активно участвует в процессе нового смыслообразования. Любой символ, используемый в выставочной деятельности, начинает ориентировать личность через смыслы, которые прочитываются в процессе использования символа. «Употребление символа представляет собой не что иное, как прочтение смыслов, результат которого может значительно расходиться в зависимости от навыков «читающего», степени его ознакомления с символами того или иного типа» [1.– С. 134].

Это определяет ряд функций выставки:
   - культурная (опыт трансляции гуманитарных ценностей; выставка как культурный индикатор; хранитель культурного кода нации);
   - информационная (воспроизведение и передача информации, предоставляемой библиотекой в форме выставки);
   - образовательная (тематическое разнообразие выставок и глубина раскрытия темы, в зависимости от двух типов чтения: инструментального и экспрессивного);
   - обучающая, когнитивная (выставка как образовательный проект, эвристическая модель отбора информации, ее анализа и реализации замысла в дизайне выставки); социализации (обучение и воспитание новых поколений); конструирования (посредством специально отобранной и эмоционально, образно оформленной информации, автор выставки конструирует «новую» реальность);
   - суггестивная (специфическое воздействие концептуальной выставки на психику зрителя: сознательное и бессознательное в восприятии выставки);
   - манипулирования сознанием зрителя;
   - символизации (выставка как символическая система);
   - прогнозирующая (эффект опережающего предоставления информации и формирования таким образом спроса на конкретную социально значимую тему);
   - охранительная функция (поддержание доминантного комплекса убеждений, взглядов, ценностей, характерных для данной культуры (противостоит «мэйнстримингу» телевидения);
   - ориентирующая функция (соответствует направляющему содержанию символических образов, которые включены в выставку, участвуют в ее создании и держат смысловое и энерго-информационное поля концептуальной выставки).

Изучение знаков и символов ставит проблему взаимоотношений рациональных и иррациональных знаний. «В символе раскрывается многообразие и внутренняя взаимосвязь неосознаваемых, невербализуемых форм осмысления и актуализации мира, невыразимых в понятийно-логических способах презентации» [2. – С. 3]. Представление о важной, а возможно, и доминирующей роли невербальных знаков и способов коммуникации в творческом мышлении сформулировали П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев, У. Эко, Л. С. Выготский, А. Пуанкаре, Кестлер и Дьюи и др.

Символ неисчерпаем: он есть продукт нашего сознания. С другой стороны, он проявляет существующие независимо от нас и недоступные во всей своей полноте нашему сознанию принципы, идеи, смыслы. Познавая символ, мы одновременно познаем и себя и мир, трансцендентный нам. В символе мы сопрягаемся с миром [1]. Личность погружена в пространство культурных, символических и исторических процессов. Они приходят в соприкосновение с образами психического. Коллективная «психика» социума формируется под воздействием постоянно возобновляющихся феноменов внутреннего и внешнего мира,уникальным проявлением которых и является библиотечная концептуальная выставка.

Библиотечную концептуальную выставку можно рассматривать как «знаковую конструкцию», как текст. Текст – это «последовательность знаков, построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение» [3. – С. 442]. К библиотечной концептуальной выставке применимо высказывание Ю. М. Лотмана: «Текст предстает перед нами не как реализация сообщения на каком-либо одном языке, а как сложное устройство, хранящее многообразие кода, способное трансформировать получаемые сообщения и порождать новые, информационный генератор, обладающий чертами интеллектуальной личности» [Цит. по: 3.– С. 444].

Библиотечную концептуальную выставку можно рассматривать как один из способов визуализации архетипа. Выставка связывает особый смысл понятия «книга», «книжная культура» с архетипом обретения сакрального знания. В данном контексте под понятием «книжная культура» понимаются некие общности людей, объединенные общей картиной мира, которая преимущественно формируется с помощью чтения как духовно-практической, медитативной деятельности. Эти картины мира имеют единое смысловое ядро, которое является совокупностью архетипов и архетипических образов. Архетипическое проявляется в концепции данной выставки, в символике ее дизайна, экспозиции, символике документов и артефактов в элементах символизации, используемых в культурной акции презентации выставки.

Визуализация архетипа происходит:
   - в символическом образе печатного документа, книги, – как ее прямоугольной формы, так и символики черных графических знаков, нанесенных на белый лист бумаги, визуально проявляющий философские понятия «бытие» и «небытие»;
   - в основе композиции любой книжно-иллюстративной и концептуальной выставки (композиционного построения экспозиции выставки) лежит подход, принцип, композиционный прием, который автор экспозиции использует бессознательно: «мировое древо» как ось пространственно-временных координат бытования индивида и как системный принцип нашего восприятия окружающего мира); «солярные знаки» – круг, треугольник, крест, квадрат и др. Солярные знаки – это универсальный гуманитарный код, «магические» символы, подключающие огромную энергетику архетипа, энергию бессознательного. Знаки – конвенциональные (выставку можно выстроить по форме огромного указателя – стрелки), иконические (в форме веера, дерева, змейки и прочее);
   - посредством использования в гармоничном, искаженном или сознательно деформированном виде дизайна шрифта, текстового оформления выставки в форме цитат, заглавий книг, рукописных документов;
   - цветовое решение концептуальной выставки часто имеет более важное символическое значение, чем смысл, содержащийся в тексте документа, графике шрифта;
   - в символике художественных образов и сюжетов иллюстративного материала, используемого в экспозиции;
   - символике тех артефактов, памятников материальной культуры, мультимедийных документов, которые вводятся в текст выставки для расширения ее визуального, смыслового и символического значения.

Наконец, сама тема выставки часто имеет символическое значение, которое прочитывается в историческом и культурологическом контексте и апеллирует, таким образом, к индивидуальному и коллективному бессознательному, к опыту социализации индивида. «Эта опора на бессознательное, эмоциональную сферу, приводит к эмотивному, чувственному, «нерасчленяющему» познанию, характерному именно для художественной деятельности» [5.– С. 311]. 8) Процесс создания библиотечной концептуальной выставки является, таким образом, творческим актом, реализацией эвристической функции психики, порождением новых смыслообразований. Автор выставки предстает художником, демиургом, творящим новые миры символических образов. В пространстве концептуальной книжно-иллюстративной выставки документы, художественные объекты (фотографии, произведения декоративно-прикладного искусства, инсталляции, аудиовизуальные объекты и т. д.) предстают в новом сочетании, и принцип этого нового, хотя и временного, объединения проявляется в концепции выставки.

Выставка, являясь своеобразным «гипертекстом», представляет собой виртуальное пространство переходов и связей между различными блоками многоуровневой (осознанной или бессознательной информации). Пространство гипертекста – ландшафтное, нелинейное, где автор выступает своего рода дизайнером или архитектором, а читатель должен найти в н¨м свой уникальный путь чтения. В этом проявляется эвристический подход и принцип поиска, удовлетворения информационного интереса или информационных потребностей. Читатель может начать «чтение» гипертекста-выставки с любого фрагмента документа, художественного объекта, иллюстрации. В этом гипертексте нет ни начала, ни конца, – их устанавливает сам читатель [6]. Ориентироваться в пространстве выставки помогают связки в виде системы символов и цитат из представленных документов, которые раскрывают концепцию выставки. Выставка может выходить и на интертекстуальный уровень (интертекстуальность здесь понимается как контактируемость с системами других текстов). Выход этот осуществляется посредством разного рода символов, иллюстраций, включ¨нных в оформление выставки. Иллюстрации часто не имеют прямой связи с содержанием выставки и связаны с ней ассоциативно; на уровне ассоциаций осуществляется выход на системы субъективных «текстов» читателя, воспринимающего выставку. Это способствует осознанию, по Бахтину, «новых смысловых глубин»; требует «от читателя-зрителя готовности вступить в диалог, в дискуссию, активную рефлексию с представленным в выставочном проекте материалом» [6. – С. 104].

Таким образом, в результате различных способов символизации и моделирования экспозиционного выставочного пространства создается активное концептуальное пространство – среда, коммуникация, которая «формирует единую реальность культуры, не отрицая многообразия культурных миров, и помогает увидеть рациональные основания современной культуры», что означает ее познание [4. – С. 59]. Важной составной частью библиотечной коммуникации является ее бессознательная составляющая, реализующаяся в форме визуализированных архетипов, знаках и символах библиотечных концептуальных и книжно-иллюстративных выставок.


  1. Климов А. Г. Мир виртуального и социальная реальность : аналитич. обзор / А. Г. Климов // Вестн. Моск. ун-та. – 2004. – No1. – С. 134–147.
  2. Кулагина Н. В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания / Н. В. Кулагина. – М. ; Воронеж, 1999. – 75 с.
  3. Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства: опыт энциклопедического словаря. Ч. 2. / С. Т. Махлина. – СПб. : СПбГУКИ, 2000. – 552 с.
  4. Сетров М. Н. Информационные процессы в биологических системах: методол. очерк / М. Н. Сетров. – Л., 1975. – С. 123–124.
  5. Слитинская Л. И. Бессознательное и творческий процесс / Л. И. Слитинская // Бессознательное: природа, функции, методы, исследования : коллективн. монография : в 4 т. Т. 4. / ред. А. С. Прангишвили, Ф. В. Бассин, Н. В. Бахтадзе и др. – Тбилиси, 1985. – С. 310–315.
  6. Чирков В. Ф. Концептуальная выставка : определение, разработка, осуществление / В. Ф. Чирков // Культурологические исследования в Сибири / Омский гос. ун-т. – Омск, 1999. – Вып. 2. – С. 101–107.