Л. В. Кайгородова
Библиотечная концептуальная выставка как символическая система
В процессе образования и социализации личности происходит актуализация формирования символического мировосприятия, т. е. осознания как внешнего мира, так и микрокосмоса собственной личности, становление внутреннего диалога между позициями рационального сознания и сознания символического, которое проявляется как архаическое, мифологическое, мистическое, внерациональное, чувственно-эмоциональное, поэтическое, синкретическое и прочее. Символ выступает как «универсальное средство регуляции духовно-практического опыта, позволяя субъекту в ходе взаимодействия с реальностью обнаруживать и актуализировать смыслы целостного бытия, не объективируемые и не осознаваемые в рациональных знаковых формах» [2. С. 3]
Библиотечная концептуальная выставка является своеобразной формой представления мира (культурологический аспект выставки) и в этом качестве участвует в формировании психического мира современного студента (когнитивно-психологический аспект выставки). Являясь по сути своей сложной символической системой, библиотечная концептуальная выставка активно участвует в процессе нового смыслообразования. Любой символ, используемый в выставочной деятельности, начинает ориентировать личность через смыслы, которые прочитываются в процессе использования символа. «Употребление символа представляет собой не что иное, как прочтение смыслов, результат которого может значительно расходиться в зависимости от навыков «читающего», степени его ознакомления с символами того или иного типа» [1. С. 134].
Это определяет ряд функций выставки:
- культурная (опыт трансляции гуманитарных ценностей; выставка как культурный индикатор; хранитель культурного кода нации);
- информационная (воспроизведение и передача информации, предоставляемой библиотекой в форме выставки);
- образовательная (тематическое разнообразие выставок и глубина раскрытия темы, в зависимости от двух типов чтения: инструментального и экспрессивного);
- обучающая, когнитивная (выставка как образовательный проект, эвристическая модель отбора информации, ее анализа и реализации замысла в дизайне выставки); социализации (обучение и воспитание новых поколений); конструирования (посредством специально отобранной и эмоционально, образно оформленной информации, автор выставки конструирует «новую» реальность);
- суггестивная (специфическое воздействие концептуальной выставки на психику зрителя: сознательное и бессознательное в восприятии выставки);
- манипулирования сознанием зрителя;
- символизации (выставка как символическая система);
- прогнозирующая (эффект опережающего предоставления информации и формирования таким образом спроса на конкретную социально значимую тему);
- охранительная функция (поддержание доминантного комплекса убеждений, взглядов, ценностей, характерных для данной культуры (противостоит «мэйнстримингу» телевидения);
- ориентирующая функция (соответствует направляющему содержанию символических образов, которые включены в выставку, участвуют в ее создании и держат смысловое и энерго-информационное поля концептуальной выставки).
Изучение знаков и символов ставит проблему взаимоотношений рациональных и иррациональных знаний. «В символе раскрывается многообразие и внутренняя взаимосвязь неосознаваемых, невербализуемых форм осмысления и актуализации мира, невыразимых в понятийно-логических способах презентации» [2. С. 3]. Представление о важной, а возможно, и доминирующей роли невербальных знаков и способов коммуникации в творческом мышлении сформулировали П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев, У. Эко, Л. С. Выготский, А. Пуанкаре, Кестлер и Дьюи и др.
Символ неисчерпаем: он есть продукт нашего сознания. С другой стороны, он проявляет существующие независимо от нас и недоступные во всей своей полноте нашему сознанию принципы, идеи, смыслы. Познавая символ, мы одновременно познаем и себя и мир, трансцендентный нам. В символе мы сопрягаемся с миром [1]. Личность погружена в пространство культурных, символических и исторических процессов. Они приходят в соприкосновение с образами психического. Коллективная «психика» социума формируется под воздействием постоянно возобновляющихся феноменов внутреннего и внешнего мира,уникальным проявлением которых и является библиотечная концептуальная выставка.
Библиотечную концептуальную выставку можно рассматривать как «знаковую конструкцию», как текст. Текст это «последовательность знаков, построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение» [3. С. 442]. К библиотечной концептуальной выставке применимо высказывание Ю. М. Лотмана: «Текст предстает перед нами не как реализация сообщения на каком-либо одном языке, а как сложное устройство, хранящее многообразие кода, способное трансформировать получаемые сообщения и порождать новые, информационный генератор, обладающий чертами интеллектуальной личности» [Цит. по: 3. С. 444].
Библиотечную концептуальную выставку можно рассматривать как один из способов визуализации архетипа. Выставка связывает особый смысл понятия «книга», «книжная культура» с архетипом обретения сакрального знания. В данном контексте под понятием «книжная культура» понимаются некие общности людей, объединенные общей картиной мира, которая преимущественно формируется с помощью чтения как духовно-практической, медитативной деятельности. Эти картины мира имеют единое смысловое ядро, которое является совокупностью архетипов и архетипических образов. Архетипическое проявляется в концепции данной выставки, в символике ее дизайна, экспозиции, символике документов и артефактов в элементах символизации, используемых в культурной акции презентации выставки.
Визуализация архетипа происходит:
- в символическом образе печатного документа, книги, как ее прямоугольной формы, так и символики черных графических знаков, нанесенных на белый лист бумаги, визуально проявляющий философские понятия «бытие» и «небытие»;
- в основе композиции любой книжно-иллюстративной и концептуальной выставки (композиционного построения экспозиции выставки) лежит подход, принцип, композиционный прием, который автор экспозиции использует бессознательно: «мировое древо» как ось пространственно-временных координат бытования индивида и как системный принцип нашего восприятия окружающего мира); «солярные знаки» круг, треугольник, крест, квадрат и др. Солярные знаки это универсальный гуманитарный код, «магические» символы, подключающие огромную энергетику архетипа, энергию бессознательного. Знаки конвенциональные (выставку можно выстроить по форме огромного указателя стрелки), иконические (в форме веера, дерева, змейки и прочее);
- посредством использования в гармоничном, искаженном или сознательно деформированном виде дизайна шрифта, текстового оформления выставки в форме цитат, заглавий книг, рукописных документов;
- цветовое решение концептуальной выставки часто имеет более важное символическое значение, чем смысл, содержащийся в тексте документа, графике шрифта;
- в символике художественных образов и сюжетов иллюстративного материала, используемого в экспозиции;
- символике тех артефактов, памятников материальной культуры, мультимедийных документов, которые вводятся в текст выставки для расширения ее визуального, смыслового и символического значения.
Наконец, сама тема выставки часто имеет символическое значение, которое прочитывается в историческом и культурологическом контексте и апеллирует, таким образом, к индивидуальному и коллективному бессознательному, к опыту социализации индивида. «Эта опора на бессознательное, эмоциональную сферу, приводит к эмотивному, чувственному, «нерасчленяющему» познанию, характерному именно для художественной деятельности» [5. С. 311]. 8) Процесс создания библиотечной концептуальной выставки является, таким образом, творческим актом, реализацией эвристической функции психики, порождением новых смыслообразований. Автор выставки предстает художником, демиургом, творящим новые миры символических образов. В пространстве концептуальной книжно-иллюстративной выставки документы, художественные объекты (фотографии, произведения декоративно-прикладного искусства, инсталляции, аудиовизуальные объекты и т. д.) предстают в новом сочетании, и принцип этого нового, хотя и временного, объединения проявляется в концепции выставки.
Выставка, являясь своеобразным «гипертекстом», представляет собой виртуальное пространство переходов и связей между различными блоками многоуровневой (осознанной или бессознательной информации). Пространство гипертекста ландшафтное, нелинейное, где автор выступает своего рода дизайнером или архитектором, а читатель должен найти в н¨м свой уникальный путь чтения. В этом проявляется эвристический подход и принцип поиска, удовлетворения информационного интереса или информационных потребностей. Читатель может начать «чтение» гипертекста-выставки с любого фрагмента документа, художественного объекта, иллюстрации. В этом гипертексте нет ни начала, ни конца, их устанавливает сам читатель [6]. Ориентироваться в пространстве выставки помогают связки в виде системы символов и цитат из представленных документов, которые раскрывают концепцию выставки. Выставка может выходить и на интертекстуальный уровень (интертекстуальность здесь понимается как контактируемость с системами других текстов). Выход этот осуществляется посредством разного рода символов, иллюстраций, включ¨нных в оформление выставки. Иллюстрации часто не имеют прямой связи с содержанием выставки и связаны с ней ассоциативно; на уровне ассоциаций осуществляется выход на системы субъективных «текстов» читателя, воспринимающего выставку. Это способствует осознанию, по Бахтину, «новых смысловых глубин»; требует «от читателя-зрителя готовности вступить в диалог, в дискуссию, активную рефлексию с представленным в выставочном проекте материалом» [6. С. 104].
Таким образом, в результате различных способов символизации и моделирования экспозиционного выставочного пространства создается активное концептуальное пространство среда, коммуникация, которая «формирует единую реальность культуры, не отрицая многообразия культурных миров, и помогает увидеть рациональные основания современной культуры», что означает ее познание [4. С. 59]. Важной составной частью библиотечной коммуникации является ее бессознательная составляющая, реализующаяся в форме визуализированных архетипов, знаках и символах библиотечных концептуальных и книжно-иллюстративных выставок.