Н. Б. Богданович, О. М. Кадочигова
Библиотека Екатерины II в книжных собраниях Отдела редких книг: начало поиска
Отдел редких книг научной библиотеки Уральского госуниверситета является обладателем одного из самых интересных в России фондов библиотеки Царскосельского Лицея. Как и история многих книжных собраний страны, история Царскосельского собрания сложна и интересна. Исследование его напоминает складывание мозаики, каждый момент которой представляет собой интереснейшую часть российской культуры.
Восстановление одного из фрагментов, а именно изучение книжного собрания Яшмовых комнат Царскосельского дворца, принадлежавшего Екатерине II, и является задачей нашего исследования.
Известна любовь Екатерины к книгам. Согласно мемуарам, вскоре после приезда в Россию будущая императрица стала предпочитать сочинения французских энциклопедистов французским романам. Позднее это воплотилось в ее стремлении собрать лучшие книжные собрания XVIII века библиотеки Дидро, Вольтера, историка Щербатова и другие. Однако издания, имеющие знаки, присущие личному собранию Екатерины, крайне редко выявляются в отечественных фондохранилищах. Учитывая отсутствие у императрицы личного книжного знака, даже исследователи, работающие с фондами Эрмитажа, порой затрудняются определить принадлежность издания к личному собранию императрицы.001
Определить основу библиотечной коллекции сложно, так как мы имеем крайне мало свидетельств по этому вопросу. Данные настолько скудны, что позволяют сделать лишь некоторые предположения. Возможно, дальнейшее изучение существующего книжного комплекса выявит новые сведения, которые подтвердят или опровергнут наши наблюдения.
В истории музейного дела до сих пор нет точного представления об екатерининской библиотеке Царского Села как о едином книжном собрании. После смерти владелицы коллекция оказалась рассредоточена по различным книгохранилищам, восстановление ее требует совместного труда работников многих библиотек. Так в 1996 г. на международной конференции «Екатерина Великая: эпоха российской истории» нашими коллегами из библиотеки МГУ. А. Вигасиным и М. В. Прокоповичем было заявлено о нахождении в фондах библиотеки каталога крупного книжного собрания второй половины XVIII века. Опираясь на систематическое и глоссохронологическое обследование каталога, исследователи сделали вывод, что каталог и издания, более трети которых находятся в библиотеке МГУ, возможно, принадлежат к библиотеке Екатерины II, «предположительно, из Царского Села»002 . Часть собрания сохранилась в музее-заповеднике «Царское Село». Весьма значительная часть собрания была передана в составе библиотеки Лицея в 1920 году в Екатеринбург, чтобы положить начало библиотеке Уральского госуниверситета. Среди этих книг можно выделить библиотеку А. Д. Ланского, фаворита императрицы. Его книги можно узнать по экслибрису, эскиз которого выполнен самим Ланским. После смерти последнего императрица оставила себе его книги, сегодня они выявлены в Эрмитаже, в библиотеке Екатерининского дворца и в наших фондах.
Известно, что приобретением книг для библиотек Ланского и его предшественника Корсакова занимался известный петербургский книготорговец и книгоиздатель Иоганн Якоб Вейтбрехт.
В определении принадлежности 32 книг к книжному собранию Яшмовых комнат мы опираемся на исследования И. И. Зайцевой, хранителя библиотек Екатерининского и Александровского дворцов в Царском Селе. Она установила, что книги для библиотеки Яшмовых комнат приобретались так же у И. Я. Вейтбрехта, о чем свидетельствуют счета 1796 года, в которых упоминаются книги, переплетенные в красный сафьян, закупленные для Царскосельской библиотеки, на колоннаде. В счетах перечисляются «Жизнеописания» Плутарха в 18 томах, «Хроники» Корнелия Непота, «Словарь» Бейля в 4 томах и др.
Дальнейшая судьба этих книг прослеживается уже в 1816 году, в связи с формированием библиотеки Царскосельского лицея. Изначально «библиотека не представляла еще достаточного разнообразия в содержании своем», и министр народного просвещения князь Голицын, «находя и со своей стороны настоящую библиотеку Лицея крайне неудовлетворительною, и желая доставить Лицею способы к составлению оной, представил Государю Императору обстоятельства дела»003 .
Александр I повелевает «отдать Лицею библиотеку, находящуюся в Александровском дворце в Царском Селе с тем, чтобы оная сохранена была; ибо видится она ему не в собственность, а только для пользования. На таком же основании взять и книги, находящиеся в Яшмовых Комнатах, кои признаны будут полезными»004 . Полезными были признаны почти все издания. Таким образом, находящийся под патронажем Александра I, Лицей получает в свое сначала частичное, а затем и полное распоряжение великолепные книжные собрания.
Описания Царскосельской библиотеки Екатерины II ранее не составлялось. Первый полный перечень книг из Агатовых комнат находился в деле «О сдаче по высочайшему повелению находящейся в Александровском дворце библиотеки и некоторых книг из Яшмовой комнаты, Царскосельскому Лицею ». Этот «Реестр принятым книгам из библиотеки, находящейся в Яшмовых комнатах», был составлен в 1817 году и включает 256 наименований (990 томов).
Обследование фонда de visu, сверка его с реестром показали, что около половины изданий, перечисленных в реестре библиотеки Яшмовых комнат, хранится в отделе редких книг НБ УрГУ.
Описание книг, купленных у Вейтбрехта и перечисленных в счете, позволило выделить 7 названий (32 книги), переплетенные особым образом. Это издания в цельнокожаном переплете из красного сафьяна с золотым тиснением. Орнаментальная рамка по переплетным крышкам и сложное тиснение по корешку. В верхней части корешка восьмиконечная звезда. На большинстве книг она скрыта еще лицейскими ярлыками. Нижняя часть корешка украшена характерным тиснением овальный медальон с изображением домика и маяка. Название издания приведено ниже звезды, на зеленой кожаной вклейке. Номер тома расположен примерно по центру корешка, в тисненой золотом виньетке, золоченые обрезы книг. Форзацы характерной мраморной бумаги. На всех книгах присутствуют штамп и экслибрисы Императорского Александровского Лицея
Лейтмотив книг в «красном сафьяне» словари и античная философия. Книги преимущественно на французском языке. Среди философских книг - традиционные для того времени сочинения Плутарха, Ксенофонта. Почти полностью (за исключением 1, 5, 10 томов) представлено восемнадцати томное собрание сочинений Плутарха в переводе Жака Амио, лучшего на тот период.
Самыми «крупными» экземплярами являются четыре тома «Словаря» Бейля005 . Это одни из самых любимых книг императрицы. Она пишет о «Словаре» наряду с Вольтером в своих мемуарах, как о непременном чтении на протяжении двух лет. Пьер Бейль французский мыслитель, историограф и критик религиозных догм. Четыре тома большого формата «Словаря» выдержали девять изданий на французском языке в течение 50 лет, а также появились в двух английских переводах. Намеренно ортодоксальный текст, представляющий собой главным образом биографии, дополнен обширными примечаниями, занимающими почти весь объем работы и изобилующими учеными цитатами из латинских и греческих авторов. Бесстрастный рационализм и тонкую иронию Бейля впоследствии часто использовали Монтескь¨, Вольтер, Руссо, Дидро и многие другие писатели во Франции и за ее пределами.
Большим успехом в эпоху Просвещения пользовался и Словарь Луи-Майеля Шодона006 , в собрании представлено седьмое издание «Словаря».
Знаковым является присутствие «Истории Александра Македонского» Курция Руфа007 . В образе Александра Великого древний мир создал героическую легенду о мудром и могущественном правителе, своего рода идеальном эталоне властителя. Знаменательно триумфальное шествие этого образа, не знавшее ни этнических, ни языковых барьеров, побеждавшее географические преграды и религиозные запреты. Стремясь подкрепить легенду об идеальном правителе, адепты абсолютизма берут на вооружение готовый идеал Александра, носителя всех доблестей. В правление Екатерины II можно отметить особый интерес императрицы и ее окружения к этой теме008 .
В дальнейшем, в задачи нашего исследования входит продолжение исследования книжного собрания Яшмовых комнат как уникального библиотечного комплекса, принадлежавшего Екатерине II, рассмотрение книжного собрания как особого культурного феномена эпохи, изучение его в рамках социокультурной среды, его бытования.
Список литературы