Третья Всероссийская научно-практическая конференция "Университетская библиотека на рубеже тысячелетий: выбор пути"
[05.12.2000 - 07.12.2000]

Г. Р. Шевчук

Оптимизация библиотечного обслуживания с использованием новых технологий: опыт университетской библиотеки

Цель библиотечного обслуживания – наиболее полное удовлетворение и развитие потребностей пользователя библиотеки. Научная библиотека Уральского государственного университета для выполнения своей деятельности руководствуется следующими принципами:

Несколько слов об истории нашей библиотеки, которая тесно связана с историей Уральского университета, 19 октября 1920 года Совнарком РСФСР принял декрет "Об учреждении Уральского Государственного университета". Этот год является и годом создания библиотеки. В основу фондов были положены коллекции из Москвы и Петрограда.
С 1946 года библиотека получала обязательный платный экземпляр всех книг по профилю университета, выходящих на территории Советского Союза. С середины 1994 года бюджетной поддержки вузовская библиотека лишена.
Сегодня Научная библиотека является одним из ведущих структурных подразделений университета, обеспечивающим литературой и информацией учебно-воспитательный процесс и научные исследования. Это центр распространения знаний, культуры, духовного и интеллектуального общения.

1. Организация фонда – необходимое условие полноты оказываемых услуг.

Научная библиотека имеет 1 100 000 экземпляров книг, богатейший фонд периодических изданий – 351 000.
В библиотеке 105 штатных единиц. Территориально библиотека разделена.

Читателей по единому читательскому билету

12 800.

Фактически обслуженных

28 000.

Посещаемость за 1999

651 257.

Книговыдача

1 129 938.

Для реализации приоритетных направлений нашей деятельности потребовалось особым образом организовать фонды библиотеки. В 1985 году был выделен единственный экземпляр и первый экземпляр, поступивший в библиотеку, в основное книгохранение. Литература из основного книгохранения выдается только в научный читальный зал, что обеспечило безотказность библиотечного обслуживания, поскольку в любом случае пользователь имеет возможность получить необходимое издание.

2. Справочно-поисковый аппарат – второе необходимое условие обеспечения полноты и качества обслуживания.

Наш электронный каталог позволяет получить информацию о более чем 100 000 названий изданий, поступивших в библиотеку с 1991 года. Каждая запись имеет сиглу хранения, читатель сам выбирает, куда ему лучше обратиться за изданием. Читательский электронный каталог открыт с 1996 года, максимально приближен к пользователю. 5 машин расположено в зале каталогов, где читатель может выбрать карточный или электронный вариант каталога.
О месте нахождения издания, поступившего до 1991 года, пользователь узнает из электронного индикатора фонда. Если он сам этого сделать не смог, эту информацию ему предоставят на абонементах и в научном читальном зале. На сегодняшний день электронный каталог Научной библиотеки Уральского Государственного университета, а также 8 других библиотек, участвующих в корпоративном проекте, выставлен в Internet. Объем каталога 203 000 записей (http://www2.usu.ru/library/)
Многие вузовские библиотеки испытывают трудности в работе с подразделениями вуза, которые, начав самостоятельно зарабатывать деньги, стремятся к полному сепаратизму. Чуть ли не каждая кафедра пытается создать свою, собственную, только ей принадлежащуюбиблиотеку. Это делается, безусловно, неправильно, без учета перспективы развития вуза, библиотеки и той же кафедры.
Информация о литературе, находящейся в форме библиотеки, должна быть полной. Обязательна централизованная обработка и каталогизация литературы вне зависимости от того, кто ее приобрел.
Нам удалось добиться того, чтобы вся литература, приобретаемая на средства факультетов, проходила библиотечную обработку, и первый экземпляр оставался бы в библиотеке. Каждый декан, закупая литературу для своего подразделения, обязан приобрести экземпляр для основного хранения научной библиотеки. По согласованию с бухгалтерией любой счет на литературу визируется в библиотеке, только после этого возможна его оплата.
Постоянно используется в работе электронный индикатор фонда при организации проверок подсобных фондов. Это позволило полностью исключить при проверках работу с топографическим каталогом или индикатором. Нам постоянно приходится работать с подсобными фондами, так как второй и последующий экземпляры издания распределяются по разветвленной сети подсобных фондов.
На сегодняшний день в библиотеке 6 абонементов и 7 читальных залов. Применяется принцип дифференцированного обслуживания. Такое разветвление заставило нас для обеспечения комфортности обслуживания информировать пользователя о месте нахождения издания уже на уровне каталога, при формировании запроса.
Для обеспечения полноты выполнения заявок библиотека активизировала деятельность МБА. Активно используютя Интернет-технологии для выполнения заявок МБА и ММБА. Система ваучеров ММБА уже работает, книги из библиотек Европы к нам уже пришли, мы выдаем их пользователям.
В рамках корпоративного проекта оборудуется место электронной доставки документов. Места ЭДД во всех 9 библиотеках-участницах проекта одного уровня, что позволит нам, по крайней мере, друг с другом работать равноправно.

3. Обратная связь с потребителями библиотечных услуг – еще одно необходимое условие при выборе направления развития библиотечного обслуживания.

Библиотека совершенствует свои внутренние процессы в соответствии с требованиями работы с читателями. Всегда работа с читателем оценивалась с точки зрения степени ее активности. Пассивная – это удовлетворение имеющихся потребностей, ожиданий. Активная – инициирование и формирование потребностей. Мы акцентировали внимание на втором.
Широкая информация о Научной библиотеке УрГУ ведется сектором PR в русле проекта "Видимая библиотека". Проспекты, путеводители, памятки первокурснику дают представление о структуре нашей библиотеки. Статьи в каждом выпуске газеты "Уральский университет" рассказывают о проблемах библиотеки. Оптимальное использование наглядной информации позволяет снять многие вопросы и разрешить спорные ситуации, часто возникающие в любой библиотеке.
Интернет-технологии позволили библиотеке иметь свой сайт, на университетском сервере открыть электронную газету, представить информационный бюллетень новых поступлений. Вся информация меняется ежемесячно. Планируется на этой страничке выставить информацию о литературе обменно-резервного фонда, так как электронный каталог позволяет сделать подборку по теме, а сигла хранения укажет резервный экземпляр.
Опросы и анкетирования стали интересной традицией библиотеки, современным студентам это интересно, они активно участвуют в них. Сейчас в библиотеке объявлен конкурс "И это все о нас", где требуется перефразировать на тему "библиотека, книга, читатель" известные пословицы и поговорки. Хотя бы в таком виде будем изучать русский фольклор!
В 2000 году Научная библиотека предложила читателям новый вид услуги. Совместно с АО "Уральская книжная компания" открыта библиотеке постоянно действующая выставка-продажа новейшей учебной и научнойлитературы. На выставке можно сделать заказ на книгу любого издательства России. Если книга есть на складе, ее можно приобрести, если нет – заказать, получить в течение десяти дней. Выставлены и тематические планы издательств, по которым можно заказать литературу. Нам думается, что такой вид работы будет интересен и преподавателям, и студентам. Есть договоренность с "Уральской книжной компанией" о том, что в новом учебном году компанией будет организован прием от студентов учебной литературы для вторичной продажи по сходной цене.
Активизирована деятельность общественного органа Университета – Библиотечного Совета. На заседании Совета рассматриваются вопросы финансового обеспечения библиотеки, вопросы ценообразования и ассортимента платных услуг.
В течение двух последних лет мы активно занимались преодолением местнических интересов факультетов. Представители библиотеки побывали на 21 кафедре из 58 кафедр университета с рассказом о том, чего добилась библиотека, какие проблемы перед ней стоят. Такие контакты стали взаимовыгодными, взаимообогащающими.
Третий раз Научная библиотека проводит к Всероссийскому дну библиотек акцию "Sponte sua" - "По доброй воле". Это месячник благотворительного пожертвования книг научной библиотеке. Вывешен на обозрение рекламный плакат – экран, где ежедневно фиксируются имена дарителей. Своеобразный конкурс-соревнование возник спонтанно среди преподавателей вуза, кто же больше подарит книг библиотеке. Имена самых активных дарителей библиотеки в прошлые годы были опубликованыв газете "Уральский университет" и на сайте библиотеки сразу же по окончанию акции.
Мы смогли заинтересовать читателей информацией о новинках периодики. Кафедра современной русской литературы ежегодно передает нам список лучших произведений уходящего года. Мы же в читальном зале периодики ставим информационную выставку. Получается интересно, - книговыдача с этой книжной выставки мала, а интерес к ней огромный. У стенда с выставкой все время есть читатели, которые переписывают журналы, планируя в будущем познакомиться с этими произведениями.
Мы не можем материально стимулировать труд наших библиотекарей в должной мере, поэтому пытаемся поощрять морально, используя современные информационные технологии. На сайте библиотеки помещена информация о книжных выставках на текущий месяц, а затем рассказ о самой интересной. Тут же рассказ о библиотекаре, подготовившем эту выставку.
Теперь работа по подготовке книжной выставки стала удовольствием, позволяет самореализовать свои способности, проявить себя.
В Научной библиотеке Уральского университета многоуровневая система повышения квалификации. Для начинающих библиотекарей - "Школа молодого библиотекаря", занятияпо повышению коммуникативной грамотности, которые проводят преподаватели психологического факультета университета. Для руководителей среднего звена проводится школа управления. Огромный интерес вызвали лекции по конфликтологии, которые почитал психолог библиотеки Академии государственной службы.
В теории функционирования библиотеки, независимо от ее вида и типа, единодушно подчеркивается общественно-обслуживающий характер библиотечной деятельности. Услуги для пользы общества – это смысл существования библиотеки, суть ее деятельности. Каждая библиотека – публичная и научная – существуют для того, чтобы оказывать эти услуги.
Только сочетая традиционные методы работы с новыми библиотечными технологиями можно добиться хороших результатов. Мы стараемся добиваться их. А впереди новые цели!
Каждый день в библиотеку приходят около 2450 человек, они получают 5000 – 5100 книг. Мы счастливы, что можем удовлетворить читателя, быстро и качественно выполнить запрос, предоставить ему возможность заниматься в уютной обстановке, отвечающей современным требованиям.