В. А. Ситникова
Справочно-библиографическое обслуживания в библиотеке Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта
Осознание и принятие обществом системы непрерывного образования, которое сопровождало бы весь период активной деятельности специалиста, привели к тому, что высшая школа стала активно формировать убеждение в том, что в основе обучения по любой специальности лежит процесс самостоятельного поиска информации, длящийся всю профессиональною жизнь.
В Государственном образовательном стандарте РФ изложены основные требования к качеству современного образования среди которых умение ориентироваться в мировом информационном пространстве, владение навыками работы с большими и постоянно изменяющимися массивами информации, владение информационной культурой.
Мы осознаем: информации вокруг нас слишком много, что не только не помогает выявить суть явлений, а напротив лишает возможности понять их. Поэтому в информационном обществе деятельность библиотеки вуза претерпевает серьезные изменения. Сравнительно долго библиотека являлась важнейшим источником предоставления информации, а в настоящее время основная задача библиографов научить пользователей правильно отыскать и отобрать необходимую информацию. Таким образом, работа справочно библиографического отдела библиотеки по развитию информационной культуры личности, получающей высшее профессиональное образование, становится наиболее актуальной.
В современной научной литературе человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений.
Однако сама дефиниция "информационная культура" окончательно не прояснена и трактуется по разному. Анализ материалов публикаций показывает, что данное понятие многоплановое, об этом говорят и теоретики и специалисты практики: библиотекари в понятие информационной культуры личности привычно вкладывают читательские умения и навыки. Специалисты по информатике связывают е¨ с компьютерной грамотностью. Социологи считают, что проявлением информационной культуры является ориентация человека в быстро меняющихся социальных условиях, способность адаптироваться в них.
Библиотекарей, работающих в вузах интересуют проблемы становления информационной культуры в процессе обучения в вузе. Человек, получая высшее образование, овладевает различными знаниями и умениями, вырабатывает у себя систему взглядов, получает профессиональные навыки, которые помогут ему в будущей деятельности. Библиографы считают, что задачи библиотеки вуза научить пользователя получать, обрабатывать и творчески использовать информацию для выработки оптимальных решений.
В системе знаний, определяющих становление информационной культуры будущего специалиста, библиотековеды видят следующие блоки: оптимальная реакция на поступающую информацию, умение действовать в условиях избыточной информации, рациональный отбор из массы сведений качественной информации. В соответствии с этим структура информационной культуры включает в себя:
Как показал опыт работы со студентами они, к сожалению, имеют слабое представление о том, что такое библиотечный каталог и как им пользоваться. Наибольшие трудности при этом испытывают первокурсники. Пять шесть лет назад в нашем институте проводились лекции по основам библиографических знаний для первокурсников. Пришло время возобновить подобную учебную деятельность на современном уровне. В связи с этим с этого учебного года мы подготовили новый учебно методический комплекс "Основы информационной культуры студентов".
Курс имеет практическое значение, поэтому практические занятия проводятся с отдельными группами студентов и сопровождаются экскурсиями по библиотеке (в новое прекрасное помещение наша библиотека переехала год с небольшим назад).
Курс рассчитан на 31 учебных часа: 19 теоретических и 12 практических.
Данный учебнометодический комплекс да¨т возможность подготовить пользователей к информационному взаимодействию не только в нашей библиотеке, но и любой другой.
Указанный курс охватывает основные направления и процессы информационной деятельности, предусматривает обучение навыкам работы с книгой и печатным текстом.
Особый акцент делается на автоматизацию библиотечных процессов, на глобальные сети интернет.
Каждая из учебных программ курса может быть легко адаптирована к особенностям той или иной специальности. Так, для будущих молодых специалистов в области экономики железнодорожного транспорта это могут быть информационные источники экономического характера, для специальности, например, "Путь и путевое хозяйство"делается акцент на область их интересов.
Программа "Основы информационной культуры" включает следующие темы.
В первом разделе рассказывается о современной роли библиотек в обществе, задачах и функциях вузовских библиотек и, наконец, библиотеки ИрИИТа:е¨ история, структура и современное состояние, правила пользования библиотекой, права и обязанности читателей.
Второй раздел знакомит студентов понятием "Информационная культура" В основу лекции положены статьи известных библиотековедов и библиографов на эту тему: Семеновкера Б.А., Минкиной В.А., Брежневой В.В., Белоглазкиной И.Г. и др. Дан анализ понятию функциональной неграмотности.
В третьем разделе, посвященном видам информации по способу передачи и восприятия, студенты знакомятся с основными источниками информации, узнают, что такое информационные связи личности и информационные коммуникации. Основное внимание уделяется закреплению информации в документальной форме: первичные документы, вторичные документы, электронные издания и т.д.
В четвертом разделе акцент делается на понятия и сущность информационного библиотечного поиска.
Пятый раздел посвящен синтетической переработке информации: составление библиографического описания, аннотирование, реферирование. Анализируются особенности методики оформления научной работы, курсового и дипломного проектирования.
В заключительном разделе представлены автоматизированные информационно- поисковые системы. Уделяется внимание таким вопросам, как пользоваться нашей компьютерной программой "Библиотека 4.0.", что такое электронная почта, интернет.
После прослушивания шести лекций студентам предлагается выполнить шесть практических занятий:
Курс лекций заканчивается зачетом. Библиограф для студентов в данном случае становится экспертом консультантом. Функции сотрудников библиографического отдела будут меняться, так как при непосредственном индивидуальном консультировании пользователя он не только представляет альтернативные пути поиска информации, но и помогает разобраться в ее качестве. Сейчас на первое место вышли электронные источники.
В настоящее время в нашей библиотеке существуют такие базы данных как:
Кроме вышеупомянутых баз данных у нас имеются электронные журналы на CD дисках, руководством ВЦ выделено дисковое пространство в локальной сети института для хранения электронных книг, журналов, методических пособий.
Непосредственно справочно-библиографическое обслуживание в нашей библиотеке мы рассматриваем как организационно-оформленный процесс библиографического поиска в режиме "запрос ответ", где ведомой стороной является читатель, так как именно он, благодаря обращению с различного характера информационно библиографическими запросами, выступает в качестве той обратной связи, которая позволяет регулировать справочно-библиографическую деятельность библиотеки. Справочно-библиографическое обслуживание присутствует в том или ином виде во всех отделах, связанные с обслуживанием пользователей.
Это своего рода нервная система библиотеки, которая действует, вызывая информацию в ответ на запрос читателя. Функционирования этой нервной системы зависит от двух основных факторов: профессионального уровня сотрудников, осуществляющих поиск информации и качества инструмента поиска, то есть справочно-библиографического аппарата.
К двадцатипятилетию нашего вуза справочно-библиографический отдел библиотеки планирует выпустить в печатном виде библиографический указатель. "Труды сотрудников ИрИИТа 1975-2000 г". Указатель кроме справочной будет выполнять подытоживающую функцию, покажет творческое лицо коллектива нашего института, его вклад в развитие региональной железнодорожной науки. Именно эти цели преследуют составители указателя. Основой для такого пособия послужит "Картотека трудов сотрудников ИрИИТа" в Базе Данных электронного каталога. В настоящее время картотека насчитывает около 3000 записей.
Кроме библиографических указателей информационную направленность имеют рекомендательные списки литературы по любым предметам, темам, интересующих наших преподавателей, студентов и сотрудников. Это, вс¨, что касается учебной деятельности студентов.
За последнее время в нашей библиотеке в связи с приходом новых сотрудников и переездом в просторное комфортабельное помещение активизировалась массовая работа: были проведены "вечера-портреты" преподавателей уч¨ных, цикл бесед со студентами о наркомании. Были проведены библиографические обзоры по проблемам воспитания студентов в вузе эти обзоры имели успех на совещаниях кураторов. Признано целесообразным проведение подобных обзоров и в студенческих группах.
Книжные фонды раскрываются с помощью выставок, организуемых сотрудниками нашего отдела. Только за текущий год таких выставок просмотров по самой разнообразной тематике было 22.
В октябре текущего года в нашей библиотеке в рамках фестиваля духовности и культуры "Сияние России", с большим успехом прошли встречи с творческой интеллигенцией, писателями как сибирского региона так и со всей России. Этот фестиваль был организован несколько лет назад по инициативе нашего знаменитого земляка Валентина Григорьевича Распутина и проходит ежегодно. К этому мероприятию сотрудниками нашего отдела были оформлены тематические выставки.
В заключение можно сказать, что сотрудники библиографического отдела не стоят в стороне от решения вузом задач создания и развития системы информационного обеспечения образования студентов, а постоянно совершенствуют формы и методы работы, повышают свой профессиональный уровень, то есть, обучая студентов DOCENDO DISCIMUS (уча учусь).