Н. К. Горбунова
Реклама в сфере деятельности вузовской библиотеки
Реклама Полтора-два десятилетия назад это слово у одних вызывало некоторую заинтересованность, у других только отрицательные эмоции. Реклама ассоциировалась в лучшем случае с совершенно чуждым русскому человеку менталитетом, в худшем с пагубным влиянием западной массовой культуры. Но как бы мы ни относились к рекламе тогда, сейчас с уверенностью можно сказать: она занимает определенную нишу в сознании миллионов людей. Реклама стала частью нашей жизни, и, чаще всего, именно посредством рекламы мы получаем необходимую информацию.
Такое понятие, как «библиотечная реклама», вообще отсутствовало в профессиональной лексике. Существовало понятие «пропаганда литературы». При всех различиях, содержание этих терминов в равной мере включало в качестве важного элемента задачу концентрации внимания пользователя на книге или библиотечной услуге. Таким образом, библиотечная реклама имеет давние традиции, хотя сегодня усложняются ее функции, меняется содержание. Будучи социальным институтом, библиотека не может не учитывать влияние рекламы на сознание и поступки людей. Пользуясь своими информационными ресурсами и создавая особую комфортную среду, библиотека получает возможность расширять благоприятные и по-своему смягчать негативные эффекты рекламы.
В последнее время существенно изменился характер взаимоотношений библиотеки и ее читателей. Реалии рыночной экономики вынуждают библиотеку завоевывать авторитет среди потенциальных пользователей, заботиться о своей высокой репутации. А для этого надо иметь четкое представление о том, что же значимо для потребителя, разворачивать те стороны деятельности, которые предположительно, а затем и реально могут вызвать его интерес, тем более что современные условия развития общества диктуют участникам соответствующие правила поведения. Чтобы выжить в условиях рынка, сохранить и упрочить положительный имидж, любая организация должна представить на рынок услуг свои возможности.
Библиотека с давних пор являлась кладезем знаний и местом хранения информации. Изменившиеся рыночные условия ни коим образом не поколебали этих ее основ. Претерпели изменения направления работы, но приоритеты остались прежними быстрое и качественное осуществление доступа к источникам информации. Изменения связаны не только с перестройкой традиционных технологий на базе автоматизации библиотеки в целом, выходом в международные сети и системы, но и с системой информирования читателей. Эту роль на себя взяла библиотечная реклама. В нашей библиотеке ее статус определен концепцией развития библиотеки до 2003 года. «Программа развития библиотечно-информационного обслуживания в Омском государственном техническом университете», утвержденная ректором в 2000 году, является организационной основой политики ОмГТУ в области библиотечного обслуживания студентов и профессорско-преподавательского состава. Программа направлена на обновление содержания библиотечно-информационного обслуживания и основывается на библиотечных традициях и современном опыте.
Библиотечная реклама в области библиографического и справочно-информационного обслуживания как одна из составляющих Программы ставит своей целью сохранение и развитие системы информирования читателей о фондах и услугах библиотеки.
Задачи:
Для реализации поставленных целей и задач в Программе предусмотрены следующие мероприятия:
Основой развития рекламной деятельности в библиотеке ОмГТУ послужил анализ информационных потребностей профессорско-преподавательского состава в июне 2000 года. Преподавателям была предложена анкета из 15 вопросов, касающихся информационно-библиографического обслуживания и внедрения в работу библиотеки новых технологий. На вопрос анкеты «Знаете ли Вы о таких услугах библиотеки, как » (далее следовал перечень услуг) 50% опрошенных ответили отрицательно. Надо заметить, что информация об основных и дополнительных видах услуг размещена на информационных стендах во всех структурных подразделениях библиотеки. В некоторых анкетах на данный вопрос респонденты оставляли запись «Теперь знаю» или «Не знал». При анализе анкет у библиотечных специалистов вызывал некоторое удивление тот факт, что преподаватели настойчиво советовали внедрить в практику работы библиотеки такие «новые» формы работы как МБА, подбор литературы по темам курсовых и дипломных работ, выполнение тематических справок, т. е. исконно библиотечные услуги, которые всегда предоставлялись читателям нашей библиотеки бесплатно. Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости усиления рекламной деятельности библиотеки. Было решено сделать рекламу более целенаправленной и адресной, что и нашло свое отражение в Программе развития.
В настоящий момент первоначальные сведения о ресурсной базе и услугах библиотеки студенты первокурсники ОмГТУ и новые читатели получают из буклета, который выдается каждому при записи в библиотеку. Буклет является визитной карточкой библиотеки. Сведения, представленные в нем, носят краткий, но исчерпывающий характер. В связи с расширением информационного обслуживания, внедрением новых технологий в практику работы буклет ежегодно редактируется.
Необходимые навыки по использованию ресурсного потенциала библиотеки студенты 1 курса получают на занятиях по информационной культуре (ББЗ), проводимых сотрудниками справочно-библиографического отдела в первом семестре. Занятия проводятся в рамках учебного расписания университета по 8-ми часовой программе, по окончании занятий студенты получают зачет. Таким образом, уже в течение первого семестра студенты получают информацию и навыки, необходимые им в дальнейшей учебе и научной деятельности. В перспективе вузовская библиотека должна посредством рекламы обновлять и дополнять полученные ими знания.
За последний год с целью рекламы изданы:
Во всех этих изданиях сделана попытка максимального раскрытия и приближения к пользователю информации о ресурсном потенциале библиотеки. Надо отдать должное преподавателям и любознательным студентам, которые с интересом знакомятся с рекламной продукцией библиотеки.
При подготовке наших рекламных изданий мы исходим из известного постулата: рекламируемая услуга или товар должны обязательно служить удовлетворению какой-либо существующей потребности. В противном случае эта услуга не будет востребованной (хотя в некоторых случаях реклама работает с опережением потребностей, способствует формированию имиджа библиотеки). Это факт. Библиотека должна быть заметна и оценена по достоинству. Но все-таки основу рекламной деятельности вузовской библиотеки составляет спектр ее информационных возможностей и демонстрация правильного использования имеющихся ресурсов. Этим требованиям должны отвечать рекламные материалы, носящие информационную и обучающую направленность. Примером такого издания в нашей библиотеке стал буклет «Каталоги научной библиотеки ОмГТУ: алфавитный, систематический, электронный». Такой буклет информативен в плане знакомства с основными видами каталогов и в то же время носит обучающий характер, так как в нем дан алгоритм поиска информации по каталогам. Работа с каталогами, несмотря на 100% охват первокурсников занятиями по информационной культуре, у многих вызывает определенные трудности. Поэтому было принято решение о выпуске издания, которое каждый читатель может взять с собой, тем самым, закрепив необходимые навыки пользования каталогами. Буклет не раздается, а свободно лежит рядом с каталогами. Таким образом, тот, кому такая информация необходима, может ею воспользоваться в любое удобное время.
В рамках совершенствования форм и методов наглядной пропаганды хочется отметить еще одно направление деятельности библиотеки, придающее новизну и привлекательность традиционным формам библиотечной рекламы. Это касается организации книжных выставок, качество которых в нашей библиотеке заметно улучшилось благодаря конкурсу на лучшую книжно-иллюстративную выставку, оформленную в подразделениях библиотеки. Инновационно-методическим отделом было разработано «Положение о конкурсе», в котором оговорены цели, задачи, условия и критерии оценок выставок. Идея проведения конкурса возникла в процессе обсуждения на методическом совете библиотеки вопроса о качестве выставочной работы. Часто безликие, выставки в некоторых отделах библиотеки не привлекали внимание читателей и тем самым не отвечали своему стратегическому назначению - раскрытию библиотечного фонда. Хочется сказать, что потрудились мы не зря: результаты превзошли все ожидания! В библиотеке развернулась настоящая конкуренция, появились лидеры-новаторы, опыт и находки которых быстро перенимаются отделами, внедряются в практику работы. Это и письменные обзоры статей, и рекомендательные списки литературы из ЭК по заданной тематике, списки законодательных актов российского и регионального значения (оформляются отдельными списками). Все эти элементы, безусловно, украшают выставку. Обычно комиссия оценивает выставки во 2-й половине текущего месяца, но сейчас все чаще и чаще слышатся просьбы отделов прийти с оценкой выставки пораньше, так как материалы с выставок стали пользоваться повышенным спросом и буквально «расхватываются » читателями. Это, естественно, не может не радовать. Так здоровая конкуренция изменила отношение к наиболее традиционному направлению библиотечной работы. В конечном итоге, в выигрыше остались все: читатели получили доступ к нужной информации, сотрудники повысили свою квалификацию, с интересом и большим желанием занимаясь привычным делом. Нельзя сказать, что все проходит гладко, есть свои аутсайдеры, но мы надеемся, что положительный пример, а главное, желание проявить себя как знающего специалиста, изменят в целом отношение к выставочной работе всех сотрудников библиотеки.
Таким образом, библиотека ОмГТУ использует в своей деятельности такие составляющие библиотечной рекламы, как
Кроме того, разработан фирменный стиль и логотип библиотеки, создан Web- сайт научной библиотеки ОмГТУ.
Система изучения потребностей пользователей библиотеки на данном этапе включает анкетирование, опросы студентов и преподавателей, в том числе, в рамках курсовых работ студентов ОмГТУ и ОмГУ, дни кафедры в библиотеки, планируется открытие «горячей линии» «вопрос ответ» на Web-сайте библиотеки.
Различные сферы рекламно-информационной деятельности формируют имидж библиотеки. Положительному имиджу во многом способствует постоянная кропотливая работа по созданию комфортной среды для пользователей. В этом направлении (надо отдать должное администрации библиотеки) происходят коренные изменения: ремонтируются помещения, меняется интерьер, закупается современная библиотечная техника и мебель. Внутренняя отделка помещений создает ощущение комфорта и уюта, чем повышает настроение не только читателей, но и сотрудников библиотеки.
Успокаивают, радуют глаз замечательные экспозиции художников В. С. Калистратова и Г. В. Павлова, профессора, доктора технических наук Ю. А. Бурьяна, являющиеся постоянно действующими выставками в читальных залах библиотеки. Все картины подлинники, переданные художниками в дар библиотеке. Написаны они в разной манере (масло, акварель, графика) и способствуют развитию эстетического вкуса читателей студентов технического вуза. Обращая свой взор к образам художественной галереи, читатели библиотеки имеют возможность получить заряд положительных эмоций.
Большое влияние на формирование положительного имиджа и престижа библиотеки в глазах пользователей и администрации вуза оказывает наличие в библиотеке широкого выбора информационных ресурсов, внедрение в практику проектов, поддержанных благотворительными фондами (библиотека ОмГТУ на сегодняшний день имеет три гранта фонда Сороса), автоматизация библиотечных процессов, освоение сотрудниками новых технологий, комфортность помещений. Все это дает право директору библиотеки заявлять о ней как об одном из основных структурных подразделений вуза и выступать перед администрацией вуза не в качестве просителя, а в качестве равноправного партнера.
Принципы и правила библиотечной рекламы сориентированы на конкретного пользователя, в данном случае студента и преподавателя, и зависят от специфики учреждения. Но, как нам кажется, дальнейшее развитие библиотечной рекламы как сферы практической деятельности вузовской библиотеки сопряжено с рядом определенных трудностей:
Наше решение предложить доклад о рекламной деятельности вузовских библиотек преследовало цель привлечь внимание к данной проблеме и попытаться найти возможности ее решения. Научная библиотека ОмГТУ готова наладить конструктивный обмен методическими разработками и рекламной продукцией с вузовскими библиотеками страны.