Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция
"Университетская библиотека: выбор пути"
[01.11.2001 - 03.11.2001]

Т. Н. Волкова
А. В. Олефир

Современная организация информационно-библиографического обслуживания в вузовской библиотеке

Формирование новой модели высшего образования в России вносит свои коррективы в функционирование библиотек вуза. Меняются формы и методы информационно – библиографического обслуживания пользователей библиотек. И обусловлено это, в первую очередь, использованием библиотеками новых информационных технологий. Оперативное получение информации возможно лишь при внедрении и развитии новых электронных технологий. От этого выигрывают и сотрудники библиотеки, и ее читатели, ибо использование таких технологий позволяет вести быстрый поиск любой информации, ускорить предоставление ее читателю, повысить качество информационно – библиографического обслуживания. Безусловно, библиотека в первую очередь является информационным центром вуза. Осознание роли информации как стратегического ресурса современной экономики привело к расширению сферы влияния библиографии в экономическом вузе. Именно с ее помощью большинство читателей (студентов, аспирантов, преподавателей, слушателей курсов повышения квалификации) удовлетворяет свои информационные потребности. В условиях современной организации информационно-библиографического обслуживания потребителей информации наиболее активно используются в библиотеке ИГЭА такие информационные ресурсы, как биобиблиографические БД. Это БД «Ученые экономисты», которая создавалась на базе фондов библиотеки ИГЭА и ресурсов Интернет. Она состоит из библиографического описания книг и статей, посвященных ученым-экономистам XIX – начала XX века и краткой биографической справки. Это БД «Труды сотрудников ИГЭА», в которой отражены публикации сотрудников академии за 1990-2001гг. Это БД «История ИГЭА» и т.д. Но, пожалуй, самый используемый и популярный информационный ресурс библиотеки – это библиотечная информация. Она представлена следующими БД электронного каталога: «Книги», «Статьи», «Периодика», «Диссертации и авторефераты диссертаций» и т. д.

Отразить документы по экономике Иркутской области, призвана полнотекстовая БД библиотеки ИГЭА «Экономика Иркутской области».

База данных представляет собой тематически организованное на сетевом сервере электронное хранилище полных текстов статей из газет и журналов, которое имеет удобный и скоростной справочно-поисковый аппарат, позволяющий осуществлять предметно-тематический поиск. Актуализация (обновление) БД проводится один раз в месяц. Программу разработали программисты библиотеки, подбор текстов осуществляют сотрудники библиографического отдела.

Нельзя не сказать и об электронной почте, с помощью которой мы отправляем справки, например, списки литературы, выполненные по заявкам разных организаций, например, для областной администрации, областного комитета статистики, коммерческой фирмы «Элига» и т. д. Также мы получаем нужную для себя информацию, которую запрашиваем по электронной почте. Ну и, конечно, мы пользуемся информацией, которую предоставляет Интернет. Однако, при наличии различных электронных ресурсов, в частности Интернета, сложность получения систематизированной и полной информации заставляет пользователей по-прежнему обращаться к традиционным формам библиографической информации. Для этого в библиотеке ИГЭА есть большие возможности: реферативные журналы, библиографические указатели, в том числе выпущенные библиотекой ИГЭА. Говоря о библиотеке как об информационном центре вуза, нельзя не сказать о том, что выросло значение библиотеки вуза как образовательного центра. Это означает, что пользователю недостаточно получить информацию о наличии в фонде библиотеки того или иного документа и воспользоваться новыми информационными технологиями, важнее научиться пользоваться этими технологиями, системами и сетями. Ученые, занимающиеся проблемами информатизации общества, приходят к выводу, что в начале XXI века сформировалась личность нового типа. Потребитель окружен разными массивами информации, и чувствовать себя комфортно в них он будет при условии овладения библиографическими знаниями, традиционно пропагандирующимися в библиотеках.

Прививаются эти знания разными методами. В первую очередь – это занятия по ББЗ, которые предусматривают овладение библиографическим языком, а именно, правильное «чтение» библиографического описания, правильное ведение поиска нужных документов среди информационных массивов, систематизация информации, понятие библиографических терминов.

С 1996 года студенты Иркутской государственной экономической академии перешли на новую систему самостоятельного изучения ряда дисциплин и основной задачей библиотеки становится развитие информационной культуры. Научить студента быстро ориентироваться в огромном количестве информации помогут занятия по ББЗ, которые проводятся как со студентами первых курсов, так и с более подготовленной аудиторией – аспирантами. Эту категорию пользователей интересуют более глубокие аспекты библиографической деятельности: обработка полученной информации (ведение личных картотек, списков, обзоров), извлечение информации из аннотаций, рефератов, упорядочение полученной информации.

Кроме занятий по ББЗ для читателей библиотеки создана электронная версия «Памятка читателю», включающая краткую информацию о библиотеке ИГЭА, путях поиска необходимых документов, используя справочно-библиографический аппарат. Подробно рассматривается система поиска Электронного каталога системы «Библиотека-4», Интернет. В «Памятку…» заложены основные примеры библиографического описания документов, способы составления списка использованной литературы в курсовых и дипломных работах.

Учебно-методическое пособие «Студенту-первокурснику о библиотеке и библиографии» поможет читателю ориентироваться не только на информационные ресурсы вузовской библиотеки, но и использовать информационную сеть Интернет с целью удовлетворения все расширяющихся запросов. Оба издания представлены на сервере академии.

Использование сети Интернет заставляет по-новому подходить к информационно-библиографическому обслуживанию. Диапазон услуг по поиску информации очень широк – от выполнения любых поисков сотрудниками библиотеки до предложения самостоятельно поиска нужной информации. Как гигантское хранилище всевозможных сведений Интернет представляет ценность для всех видов информационной работы. При помощи Интернета в кратчайшие сроки выполняются сложнейшие запросы. Привить пользователю навыки работы в этой глобальной сети - основная задача факультатива при библиотеке «Автоматизация библиотечных процессов вузовских библиотек страны и мира». Факультатив предназначен для более «продвинутых» студентов и аспирантов, с его помощью постижение информационной культуры носит более глубокий познавательный характер. В его программу входят следующие темы:

В начале учебного года желающие посещать факультатив проходят анкетирование с целью анализа их информационной грамотности, которое позволяет скорректировать учебный план в соответствии с их интересами и пожеланиями. Слушатели факультатива знакомятся более подробно с БД Электронного каталога библиотеки ИГЭА, электронными изданиями на CD-носителях, автоматизированным поиском в сети Интернет, библиотечной сетью LIBNET, особенностями управления и программирования в современных СУБД; полнотекстовыми электронными библиотечными ресурсами. Знания, полученные слушателями, облегчают самостоятельный поиск в огромном мире информации.

Таким образом, библиографические знания помогают более успешно организовывать информационные массивы и производить поиск, что оказывает влияние на уровень культуры использования современных информационных технологий.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что развитие информационно-библиографического обслуживания пользователей вузовских библиотек вышло на новый уровень. Библиотека стала не только информационным, но и обучающим центром. Обеспечить высокий уровень обслуживания можно лишь при правильно организованном обслуживании, базирующемся на новых информационно-технологических библиотечных процессах.

Список литературы:

  1. Зиновьева, Н. Б. Формирование личности нового типа / Н. Б. Зиновьева // Библиография. – 2000.– N 1. – С .33 – 39.
  2. Мун, М. Е. Проблемы совершенствования информационного обслуживания / М. Е. Мун, Д. В. Безбородов // Науч. и техн. б-ки. – 1998. – No 7. – С. 42 – 47.
  3. Подгайченко, Р. В. Совершенствование информационно-библиотечных процессов и развитие новых форм деятельности в вузовских библиотеках / Р. В. Подгайченко // Технология библиотечных процессов и пути ее оптимизации: Материалы науч.-практ. конф. Иркутск, 6-9 апр. 1998 г. – Иркутск, 1999. – С. 17 – 23.
  4. Ситник, С. Библиографический поиск: реальность и виртуальность / С. Ситник // Библиография. – 2001. – No 4. – С. 26-28.
  5. Федорова, А. Л. Библиотека – информационный центр экономического вуза / А. Л. Федорова // Экономика в отражении библиографии: Материалы науч.-практ. конф. «Экон. библиография накануне нового тысячелетия», посв. 70-летию б-ки ИГЭА. Иркутск, 28-30 июня 2000 г. – Иркутск, 2000. – С. 7 – 20.