Пятая Всероссийская научно-практическая конференция
"Университетская библиотека: проблемы и решения"
[02.12.2002 - 06.12.2002]

К.П. Кузнецова,
Директор Научной библиотеки
Уральского государственного университета

Мы сегодня создаем библиотеки будущего

Прежде всего, я хочу сказать, что сегодняшнее мое выступление вряд ли можно назвать докладом. Это скорее размышления на тему.… Два года назад я говорила о том, что еще не поздно прыгнуть на подножку уходящего поезда. Сегодня я хотела бы порассуждать о наших реалиях, о тех местах, которые выбрали (да, выбрали, поскольку время, отведенное на «выбор пути», прошло) библиотеки для своего существования, и что может ждать библиотеки в разных ситуациях. Те, кто регулярно ходит в Интернет, наверняка часто бывают и на сайтах наших главных библиотек. На сайте РГБ (бывшей Ленинки), в разделе «Форум» читаем мнение одного из читателей:

1. «Сайт библиотеки - это здорово, как и то, что с каталогом и текстами можно работать через ПК. Возникает вопрос - останутся ли традиционные библиотеки лет этак через пять? Нужны ли они будут. Ведь гораздо проще и удобнее, сидя дома или на работе, открыть сайт, скачать или найти то, что нужно. А библиотека станет просто хранилищем».

2. «Да библиотеки и так уже мало кому нужны. Практически все можно взять в интернете, если вообще есть желание что-то брать».

Вот мнение, пока самых «продвинутых» читателей, часто работающих с Интернетом. И таких становится с каждым днем все больше.

Так что же все-таки на сегодняшний день представляют собой библиотеки, в том числе и библиотеки вузов , к чему мы идем и к чему стоит стремиться… Сейчас разговор не идет ни о количестве фонда, ни об уникальных коллекциях, ни о количестве обслуживаемых читателей, речь идет о той стадии развития библиотек, на которой они находятся.

Каждая библиотека имеет представление о своей миссии и о тех задачах, которые она должна выполнять. Миссия вузовской библиотеки, в общем-то, очевидна. Во многом она совпадает с миссией публичных библиотек «предоставлять в пользование и сохранять». Основной задачей вузовской библиотеки является обеспечение учебного и научного процесса конкретного вуза, т.е. соответствовать задачам вуза. И вот тут мы подходим к самому главному: библиотека должна определить свои цели и определить средства, с помощью которых эти цели будут реализованы.

«Все мы – те, кто спонсирует библиотеки, те, кто в них работает, и те, кто ими пользуется, должны задуматься над тем, что и почему мы делаем, и наши совместные решения и действия помогут создать библиотеку будущего». Эти слова принадлежат Майклу Бакленду, автору книги «Модернизация библиотечного дела», и с ними трудно не согласиться.

Оценивая этот аспект существования библиотек, можно выделить некоторые группы библиотек:

  1. использующие в своей работе исключительно традиционные бумажные технологии;

  2. внедряющие в практику элементы информационных технологий;

  3. полностью автоматизировавшие традиционные библиотечные процессы;

  4. автоматизированные библиотеки, комплектующие и использующие в работе информацию на нетрадиционных носителях: дискеты, CDROM, DVDROM, аудиоматериалы, видеоматериалы, возможности Интернет.

  5. виртуальные библиотеки, т.е. библиотеки, существующие только в электронном виде, доступ к материалам такой библиотеки осуществляется только удаленным пользователем.

    Мне бы хотелось порассуждать о положении дел во второй и третьей группе библиотек. К этой группе можно отнести очень многие из вузовских библиотек. Библиотеки, вставшие на путь автоматизации, начинали с одного и того же процесса - каталогизации литературы. Иногда подключался процесс комплектования, но далеко не всегда. Разными средствами, разными программными продуктами, но главное – процесс каталогизации литературы. Как результат, созданные электронные каталоги библиотек, локальные и с 2000 г., благодаря конкурсу Института «Открытое общество», сводные электронные каталоги. Сейчас, по прошествии времени, представляется, что это был верный путь. Информационные центры параллельно по всей стране занимались созданием сетей. Когда сети были созданы, стали появляться ресурсы, среди которых ресурсы библиотек занимают далеко не последнее место. Только благодаря тому, что библиотеки уже обладали определенными наработками, смогло возникнуть библиотечное информационное пространство. Можно считать, что библиотеки заложили основу содержательной части информационных ресурсов библиотек. А теперь посмотрим, что же с этими ресурсами можно делать. Ради чего создавались эти ресурсы? Только ли ради соблюдения внутренней библиотечной технологии, т.е. для учета? Нет, конечно, в первую очередь мы с вами делали это для наших читателей. И для этого же мы создаем сводные каталоги и представляем их в Интернет. А это значит, что наступает вторая стадия существования ресурсов - библиотечное обслуживание, обеспечение доступа к информации, как библиографической, так и полнотекстовой.

Что же касается библиотечного обслуживания, то главным критерием качества библиотечного обслуживания всегда было и остается наиболее полное удовлетворение потребностей читателей. Вот и появились ключевые слова, непосредственно характеризующие то, к чему сегодня, на наш взгляд, должна стремиться каждая библиотека. Вспомним мнение читателей РГБ о будущем библиотек… Так что же должна предпринять библиотека, чтобы остаться институтом, необходимым читателю, пользователю, всем, кто нуждается в информации. Это можно , наверное, считать на сегодняшний день одной из главных целей библиотеки. Как уже было сказано, прежде всего, каждой библиотеке необходимо определить те средства, которые она будет использовать для достижения этой цели.

Сегодня библиотекари должны:

  1. учитывать текущие изменения и уметь ориентироваться на них;

  2. воспринимать новое;

  3. делиться идеями, не таить их от других. Единичные идеи уже не приносят успеха, т.к. жизнь приобретает все более комплексный характер, и прогресс быстрее и проще достигается коллективными усилиями.

Для библиотекаря обязательными становятся следующие качества:

Можно сказать, что в библиотеках идет процесс непрерывного совершенствования. Библиотеки стремятся отстоять свое место на бескрайнем рынке информационных услуг. Для этого многие библиотеки выполняют несвойственные им ранее функции, такие как издательские функции или книготорговые. Я, безусловно, имею в виду библиотеки, которые мы условно отнесли ко II и последующим группам.

В библиотеках, особенно в вузовских, принято вводить дифференцированное обслуживание. Причем, дифференциация может быть как по категориям читателей, так и по видам изданий, по тематике литературы и т.д. До некоторого времени это было одним из условий правильного построения схем обслуживания читателей. Давайте подумаем, правильным ли будет сегодня придерживаться этих схем. Если иметь в виду комплексность нашей жизни, то не пора ли и нам в библиотеках применить столь широко распространенный на Западе принцип обслуживания читателей, когда читателю в одном месте и в одно время предоставляется возможность получить комплекс информационных услуг:

Все выше сказанное заставляет сделать вывод, что сейчас, как, может быть, никогда раньше, библиотеки обязаны заняться стратегическим планированием своей деятельности, тем самым перспективным планированием, которым когда-то нас пытались заставить заниматься. Тогда мы не видели особенной необходимости в этом, поскольку что бы и сколько бы мы ни запланировали, принципиально ничего бы не изменилось. Ну, сделали бы библиографических обзоров не 10, а 12, ну провели бы не 3 литературных вечера, а 5. Ну и что?

Сейчас, в наше время, от того, что мы сумеем выполнить из наших стратегических планов, как мы сумеем доказать необходимость именно этих перемен, зависит, по большому счету, будущее библиотек.

Очень своевременным, на мой взгляд, стал выход в свет конспекта лекций для библиотечных специалистов Паршуковой Галины Борисовны, ст. научного сотрудника ГПНТБ СО РАН «Стратегическое проектирование деятельности библиотеки». Автор подробно и в то же время четко раскладывает составляющие стратегического проектирования. Пособие заслуживает тщательного изучения и использования в работе.

В заключение мне хотелось бы еще раз процитировать Майкла Бакленда: «На сей раз перемены обусловлены не появлением новых концепций, а изменением информационных технологий, что является вполне серьезным поводом пересмотреть наши взгляды на библиотеки будущего. Непродуманные решения могут привести к неверно выбранному пути, а исправление ошибок обходится слишком дорого».