Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/95475
Название: Когнитивные структуры, передающие семантику старшего возраста: особенности ментального лексикона носителей русского языка
Другие названия: Cognitive Structures Representing the Semantics of the Older Age: Features of the Mental Lexicon of Russian Language Speakers
Авторы: Butakova, L. O.
Бутакова, Л. О.
Дата публикации: 2021
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Бутакова Л. О. Когнитивные структуры, передающие семантику старшего возраста: особенности ментального лексикона носителей русского языка / Л. О. Бутакова. — Текст: электронный // Cognitive Neuroscience — 2020 : материалы международного форума, 11–12 декабря 2020 г., Екатеринбург. — Екатеринбург : Изд во Урал. ун та, 2021. — С. 13-20. — URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/95475.
Аннотация: The article analyzes cognitive structures as models of action that are recreated through the speech actions of Russian speakers of different ages in the framework of associative (free and directed) experiments. The author compares the results of experiments carried out with recipients of school and elderly age, draws conclusions about the predominance of speech actions aimed at characterization in the semantic sphere of elderly respondents; the lesser importance of the subject and object response, the relevance of the presentation of contrasting, dual and/or gradual parts of the mental lexicon associated with age, intellectual, mental self-identification, self-awareness as wise, experienced, active, independent, useful individuals; the higher frequency among respondents of school age of speech actions oriented towards the subject and object semantic areas associated with the phenomena of the “close social circle”; significant similarity of response areas with a difference in the specified strategies, an insignificant variety of units and connections between them in this part of the mental lexicon.
Анализируются когнитивные структуры как модели действия, воссоздаваемые с помощью речевых действий носителей русского языка разного возраста в рамках ассоциативных (свободного и направленного) экспериментов. Автор сравнивает результаты экспериментов, проведенных с реципиентами школьного и пожилого возраста, делает выводы о преобладании в смысловой сфере пожилой человек у респондентов пожилого возраста речевых действий, направленных на характеристику, меньшей значимости субъектного и объектного реагирования, актуальности представления контрастных, дуальных и/или градуальных частей ментального лексикона, связанных с возрастной, интеллектуальной, психической самоидентификацией, осознанием себя как мудрых, опытных, активных, деятельных, самостоятельных, полезных личностей; о большей частотности у респондентов школьного возраста речевых действий, сориентированных на субъектные и объектные смысловые области, связанные с феноменами «ближнего социального круга»; о значительном сходстве областей реагирования при разнице заданных стратегий, о незначительном разнообразии единиц и связей между ними в данной части ментального лексикона.
Ключевые слова: ELDERLY PERSON
MEANING
COGNITIVE STRUCTURE
SPEECH ACTION
ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК
СМЫСЛ
КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА
РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/95475
Конференция/семинар: Cognitive Neuroscience — 2020
Дата конференции/семинара: 11.12.2020–12.12.2020
ISBN: 978-5-7996-3178-9
Сведения о поддержке: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-012-00507.
Источники: Cognitive Neuroscience — 2020. — Екатеринбург, 2021
Располагается в коллекциях:Конференции, семинары

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
978-5-7996-3178-9_2021_003.pdf130,89 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.