Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/95187
Название: Макропарадигмы художественного сознания как основа «большой границы» в искусстве современности
Другие названия: Macroparadigms of Artistic Consciousness as a Basis of ‘Great Border’ in Present-day Art
Авторы: Закс, Л. А.
Zaks, L. A.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Закс Л. А. Макропарадигмы художественного сознания как основа «большой границы» в искусстве современности / Л. А. Закс // Koinon. — 2020. — Т. 1, № 1–2. — С. 216-229.
Аннотация: The article discusses the problem of “great border” between the newest art of the latter part of the 20th century and the early 21st century and traditional art as it has been existed throughout millennia. A zone of major differences between these two types of art refl ected in radically new features of language, richness and perception of the latest art, in emergence of new forms of artwork (art-objects, installations, performances, digital art, contemporary dance, post-drama theater) is expressed. At the same time the illustrative evolution of the very traditional art of today which brings it and the latest art together is emphasized. The article proposes a hypothesis of a central foundation-reason for transformative changes in art. The foundation of any artistic activity and artistic creation rests on a certain type of artistic attitude-towards-the world. Through alterations it has maintained the features of its basic paradigm unchanged. The author defines its essence as nature-centeredness. The radical evolution of modern civilization overshadows nature, places culture at the heart of people existence and results in the birth of a culture-centered paradigm of artistic consciousness. The article outlines its general characteristics defi ning the radical novelty of the present-day art. The key feature of such art is dominance in culture texts and some of its phenomena as a specific distinct and intrinsically valuable reality and a quest for the representation and internalization of its own diverse features of culture per se starting with its manmade (“artifi cial”), semiotic, activity-based, creative, communication, particular informative, tradition-driven nature and many others. Culture-centered art walks away from representing routine life events, telling “true stories”, reconstructing psychology and psychological relationships of people in every detail. Instead, it is turning towards accentuation and typology of ways and people life’ products, their cataloguing, towards analysis of culture memory, language and text structures, towards problemotization of the relationship between the cultural and the natural. Insufficient awareness of culture-centeredness expressed by theoreticians and practitioners of the latest art alongside with experiences of such awareness is mentioned.
В статье обсуждается проблема «большой границы» между новейшим искусством второй половины ХХ — начала ХХI в. и искусством традиционным, каким оно было на протяжении тысячелетий. Обозначается зона основных различий между этими двумя типами искусства, выражающихся в радикально новых свойствах языка, содержательности и восприятия новейшего искусства, в появлении новых типов художественного творчества (арт-объекты, инсталляции, перформансы, цифровое искусство, современный танец, постдраматический театр). В то же время отмечается показательная эволюция самого традиционного искусства наших дней, сближающая его с искусством новейшим. В статье предлагается гипотеза центрального основания-причины радикальных перемен в искусстве. В основе любой художественной деятельности и ее произведений лежит определенный тип художественного мироотношения. Изменяясь, оно веками сохраняло неизменными черты своей базовой парадигмы. Сущность ее определяется автором как натуроцентризм. Радикальная эволюция современной цивилизации отодвигает природу на второй план, ставит в центр бытия людей культуру и приводит к рождению культуроцентристской парадигмы художественного сознания. В статье она характеризуется в своих общих чертах, определяющих радикальную новизну современного искусства. Главная особенность такого искусства — доминирование в сознании и текстах культуры и ее отдельных феноменов как особой самобытной и самоценной реальности и устремленность к репрезентации и освоению собственных многочисленных свойств культуры как таковой. Начиная с ее сделанности людьми («искусственности»), семиотичности, деятельностности и креативности, коммуникативности и особой информативности, традиционности и многих других. Культуроцентристское искусство уходит от репрезентации обыденных жизненных событий, рассказывания «историй из жизни», воссоздания подробностей психологии и психологических отношений людей. Зато тяготеет к выделению и типологизации способов и продуктов деятельности людей, их каталогизации, к анализу структур культурной памяти, языков и текстов, к проблематизации отношений культурного и природного. Отмечается недостаточная осознанность культуроцентризма теоретиками и практиками новейшего искусства, но также и опыт такого осознания.
Ключевые слова: TRADITIONAL AND CONTEMPORARY ART
ARTISTIC CONSCIOUSNESS
ARTISTIC WORLD VIEW
MACRO-PARADIGM OF ARTISTIC WORLD VIEW
NATURE-CENTERED PARADIGM OF TRADITIONAL ART
CULTURE-CENTERED PARADIGM OF CONTEMPORARY ART
BOUNDARIES BETWEEN TYPES OF ART
ТРАДИЦИОННОЕ И НОВЕЙШЕЕ ИСКУССТВО
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МИРООТНОШЕНИЕ
МАКРОПАРАДИГМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
НАТУРОЦЕНТРИСТСКАЯ ПАРАДИГМА ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА
КУЛЬТУРОЦЕНТРИСТСКАЯ ПАРАДИГМА НОВЕЙШЕГО ИСКУССТВА
ГРАНИЦЫ МЕЖДУ ТИПАМИ ИСКУССТВА
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/95187
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=48514515
DOI: 10.15826/koinon.2020.01.1–2.011
Источники: Koinon. 2020. Т. 1. № 1-2
Располагается в коллекциях:KOINON

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
k_1-2_2020_22.pdf318,5 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.