Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/93939
Название: Ономастикон «Причитаний Северного края» Е. В. Барсова
Другие названия: The Variety of Proper Names in E. Barsov’s Lamentations of the Northern Land
Авторы: Сурикова, О. Д.
Surikova, O. D.
Дата публикации: 2020
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Сурикова О. Д. Ономастикон «Причитаний Северного края» Е. В. Барсова / О. Д. Сурикова // Вопросы ономастики. — 2020. — Т. 17, № 3. — С. 104-155.
Аннотация: Статья посвящена ономастикону трехтомника «Причитанья Северного края», опубликованного Е. В. Барсовым в 1872–1885 гг. Топонимия плачей, характеризующаяся особенной частотностью в тексте и разнообразием, а также высокой символической «нагруженностью» и яркой региональной спецификой, не раз привлекала внимание исследователей, однако другие разряды имен собственных, представленных в сборнике (этнонимы, хрононимы, теонимы и агионимы, антропонимы, а также отономастические дериваты), впервые системно изучаются в этой публикации. Им, в отличие от топонимии, не присуще разнообразие, но их состав и функционирование напрямую зависят от специфики жанра причитаний, а потому нуждаются в комплексном описании — в первую очередь с позиций лингвопрагматики. Так, наибольшую частотность в плачах имеют христианские онимы — теонимы, агионимы, хрононимы, экклезионимы, названия икон (иконимы), что, очевидно, связано с сильным поздним влиянием христианской модели мира на этот архаичный жанр и с заимствованием номинативной христианской атрибутики. Не исключена также возможность межжанровой проекции — проникновение в причитания православной лексики и смысловых оппозиций из духовных стихов. Жанровая обусловленность ономастикона «Причитаний» проявляется также в том, что в тексты плачей (жанра, к исполнению которого допускались только женщины) часто попадают имена собственные, участвующие в создании «женского взгляда» на мир: региональные топонимы, формирующие внеисторический образ пространства; хрононимы, называющие «женские» календарные праздники; теонимы и иконимы, отражающие особую роль богородичного культа. Изучение ономастикона «Причитаний» полезно также с точки зрения лингвогеографии: например, преобладание в «Причитаниях» олонецкой топонимии и ее гидроцентричность (высокий процент названий водных объектов и населенных пунктов, расположенных рядом с крупными озерами и реками) — прямое следствие севернорусского происхождения ламентаций. Региональным своеобразием продиктовано также частое возникновение в плачах названий монастырей и упоминание о существовании рядом с ними святых источников; устойчивость модели отэкклезионимной номинации кладбищ и др.
The paper deals with a broad variety of names featured in the three-volume Lamentations of the Northern Land published by Elpidifor Barsov in 1872–1885. The toponymy of lamentations has been repeatedly addressed by researchers as the most prevalent and diverse class of proper names due to its symbolic weight and a pronounced local colour. This study aims to bridge the gaps in the systemic description of other categories of names presented in this collection (ethnonyms, chrononyms, theonyms and hagionyms, anthroponyms, and onomastic derivatives). These may lack the diversity of toponyms but are intrinsically related to the genre of lamentation in terms of their composition and usage. Therefore, a comprehensive description of these classes is required, primarily from the standpoint of linguistic pragmatics. Christian onyms (theonyms, hagionyms, chrononyms, ecclesionyms, names of icons (iconyms)) are most frequent in lamentations, which refl ects the later infl uence of Orthodox worldview on this archaic genre and the proliferation of Christian naming patterns. Alternatively, the same could be explained by intergeneric infl uence, meaning that Orthodox vocabulary and semantic oppositions in lamentations could be assimilated from spiritual verses. The fact that lamentations were only performed by women also speaks on favour of the genre-driven nature of their onymic composition, abound in proper names refl ecting the “female” perspective. These include regional toponyms forming a local image of space, mentions of “female” calendar holidays, religious names refl ecting a special role of the Mother of God cult. The onomasticon of lamentations is also an important linguo-geographic source. For example, the predominance of Olonets toponymy in Lamentations and its hydrocentricity (a large share of names of water bodies and settlements located near large lakes and rivers) attests to the North Russian origin of this genre. Frequent mentions of the names of monasteries and the near-by holy sources, facts of ecclesiastical naming of cemeteries, and other local features also highlight the regional specifi city of this collection.
Ключевые слова: LINGUISTIC AND FOLKLORE STUDIES
LAMENTATIONS
“LAMENTATIONS OF THE NORTHERN LAND,” ONOMASTICS
TOPONYMY
CHRONONYMY
HAGIONYMY
ANTHROPONYMY
ЛИНГВОФОЛЬКЛОРИСТИКА
ПРИЧИТАНИЯ
«ПРИЧИТАНЬЯ СЕВЕРНОГО КРАЯ»
ОНОМАСТИКА
ТОПОНИМИЯ
ХРОНОНИМИЯ
АГИОНИМИЯ
АНТРОПОНИМИЯ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/93939
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44368930
ISSN: 1994-2400 (Print)
1994-2451 (Online)
DOI: 10.15826/vopr_onom.2020.17.3.037
Сведения о поддержке: Исследование выполнено в рамках проекта «“Причитания Северного края Е. В. Барсова”: материалы к словарю», поддержанного РФФИ (грант № 20-012-00205А).
The reported study was funded by the Russian Foundation for Basic Research, project number 20-012-00205 А “Lamentations of the Northern Land Collected by E.V. Barsov”: Materials to the Dictionary”.
Источники: Вопросы ономастики. 2020. Том 17. № 3
Располагается в коллекциях:Вопросы ономастики

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
vopon_2020_3_06.pdf595,72 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.