Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/87053
Название: Текнонимия в системе личных имен северных атапасков
Другие названия: Teknonymy in the Anthroponymic System of Northern Athabaskans
Авторы: Шишелов, Н. С.
Shishelov, N. S.
Дата публикации: 2020
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Шишелов Н. С. Текнонимия в системе личных имен северных атапасков / Н. С. Шишелов // Вопросы ономастики. — 2020. — Т. 17, № 2. — С. 36-58.
Аннотация: Статья посвящена широко распространенной среди северных на-дене антропонимической традиции текнонимии (перенаречение супругов после рождения ребенка по его имени). Внимание сфокусировано на северных атапасках, также привлечены данные по соседним народам. Анализ материалов показывает несостоятельность предложенной в конце XIX в. Э. Тайлором интерпретации функций текнонимии. В исследовании текнонимия рассматривается как составляющая часть целостной традиционной антропонимической системы атапасков, что дает возможность анализа и обнаружения скрывающихся за ней социальных стратегий и смыслов. Будучи взаимосвязанной с табуированием личных имен и комплексом воззрений о реинкарнации, текнонимическая подсистема в прошлом занимала доминирующее положение в антропонимике большинства северных атапасков. В настоящее время традиция продолжает бытовать среди некоторых групп в редуцированной в той или иной степени форме. На основе собранных материалов выделены границы крупнейшего в Америке непрерывного ареала распространения текнонимии, включающего не менее двух десятков этнолингвистических групп. Как особый случай рассматриваются псевдотекнонимы — имена, выстроенные по тому же принципу, однако не отражающие реальные родственные связи носителя имени. Продемонстрированы две морфемные модели образования текнонимов. В качестве рабочей гипотезы высказано предположение, что текноним у атапасков был в первую очередь декларативным маркером брака, обозначавшим особый родительский статус, и являлся единственной демонстративно выраженной брачной традицией. Установлена взаимосвязь текнонимии с системой социально-возрастных страт, а также выявлена разница в функционировании текнонимов в двух культурных кластерах внутри североатапаскского этнического массива. В некоторых моментах в ходе исследования были обнаружены близкие параллели между текнонимией у северных атапасков и у некоторых народов Старого Света, что расценивается автором как конвергентное сходство.
The paper explores the anthroponymic tradition of teknonymy (paedonymic), renaming a parent by the name of a child, that is common among the northern Na-Dene populations. The study focuses on northern Athabaskans, occasionally using the data on neighboring peoples. The analysis refutes the accuracy of the functional interpretation of teknonymy proposed by Edward B. Taylor at the end of the 19th century. In this paper, teknonymy is considered as an integral part of a holistic traditional anthroponymic system of Athabaskan people which enables the author to identify and analyze the social strategies and implicit meanings it invokes. Linked to the tradition of tabooing personal names and a complex of views on reincarnation, the teknonymic subsystem in the past occupied a dominant position in the anthroponymy of most northern Athabaskans. Currently, it is still alive among some groups in a somewhat reduced form. The collected data provides for determining the boundaries of the largest continuous distribution area of teknonymy in America, including at least two dozen ethnolinguistic groups. A particular attention is given to pseudo-teknonyms, the names using the same pattern but unsuggestive of the real kinship of the name bearer. Two morphemic patterns of the teknonym formation are described. The author hypothesizes that in the Athabaskan culture, the teknonym was primarily a declarative marker of marriage indicating a special parental status that was the only publicly expressed marriage tradition. Meanwhile, teknonymy is regarded contextually, in relation to the social and generational stratifi cation, and comparatively, in view of the functional difference it shows in two cultural clusters within the North Asian ethnic group. At some points, close parallels between teknonymic traditions of the northern Athabaskans and some peoples of the Old World are noted, which the author considers as convergent similarities.
Ключевые слова: ANTHROPONYMY
PERSONAL NAMES
KINSHIP SYSTEMS
REINCARNATION
NEOTERONYMY
GERAITERONYMY
TEKNONYMY
PSEUDO-TEKNONYMY
ATHABASKANS
NA-DENE
АНТРОПОНИМИЯ
ЛИЧНЫЕ ИМЕНА
СИСТЕМЫ РОДСТВА
РЕИНКАРНАЦИЯ
НЕОТЕРОНИМИЯ
ГЕРАЙТЕРОНИМИЯ
ТЕКНОНИМИЯ
ПСЕВДОТЕКНОНИМИЯ
АТАПАСКИ
НА-ДЕНЕ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/87053
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=43676875
ISSN: 1994-2400 (Print)
1994-2451 (Online)
DOI: 10.15826/vopr_onom.2020.17.2.017
Источники: Вопросы ономастики. 2020. Том 17. № 2
Располагается в коллекциях:Вопросы ономастики

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
vopon_2020_2_02.pdf562,13 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.