Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/86077
Название: Монументальные росписи алтарей храмов Вятки ХIХ — начала ХХ в.
Другие названия: Monumental Painting of Altars of Vyatka Churches between the 19th and Early 20th Centuries
Авторы: Кривошеина, Н. В.
Голынец, Г. В.
Krivosheina, N. V.
Golynets, G. V.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Кривошеина Н. В. Монументальные росписи алтарей храмов Вятки ХIХ — начала ХХ в. / Н. В. Кривошеина, Г. В. Голынец. — Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 22, № 2 (198). — С. 288-300. — DOI: 10.15826/izv2.2020.22.2.038.
Аннотация: Монументальное церковное строительство началось после утверждения в 1657 г. Вятской епархии. Поскольку первоначальное убранство вятских алтарей почти не сохранилось, в статье рассматриваются преимущественно памятники XIX — начала XX в. Впервые поставлена задача проанализировать алтарную монументальную роспись церквей Вятки XIX — начала XX в., выявив ее характерные особенности, а также специфику настенной живописи в целом. Анализируются визуально-фотографические, библиографические и историко-архивные документы, собранные в результате многолетней экспедиционно-исследовательской деятельности. Методика исследования предполагает использование иконографического и стилистического анализа, а также применение историко-культурного подхода. Рассматриваются особенности местной монументальной живописи и характерные архитектурно-планировочные признаки. Показано, что большинство сохранившихся алтарей с настенной живописью относятся к XIX — началу XX в., за исключением нескольких интерьеров XVIII в. Рассмотрен вопрос введения в программу росписей храма иконографии местночтимых святых. Установлено, что значительная часть росписей выполнена в религиозно-национальном стиле и по «образцам» художника-вятича В. М. Васнецова. Особое внимание уделено важным эпиграфическим источникам — подписным датированным алтарям с авторским надписанием. Для местной настенной живописи было характерно вольное обращение с образцами и применение разнородных источников при исполнении подрядов. На основе изучения письменных данных установлено, что исполнение работ осуществлялось как местными, так и приезжими мастерами и отражало финансовое состояние прихода. Результаты иконографического и стилистического анализа показывают, что оформление алтарей Вятки было в целом традиционным и ориентировалось по формированию программ и в художественно-стилевом отношении на главные храмы столиц.
Monumental church construction began after the approval of the Vyatka diocese in 1657. Since the original decoration of the Vyatka altars is hardly preserved, the article mainly considers monuments of the nineteenth and early twentieth centuries. The authors aim to analyse the altar monumental painting of Vyatka churches of the nineteenth and early twentieth centuries which has not been done previously, revealing its special features, as well as the peculiarities of wall painting in general. The researchers analyse visual photographic, bibliographic, and historical archival documents collected as a result of many years of expeditions and studies. The methodology of the research involves the use of iconographic and stylistic analysis, as well as the application of the historical and cultural approach. The article considers features of local monumental painting, architectural and designing characteristics. It is demonstrated that most of the preserved altars with wall painting date back to the nineteenth and early twentieth centuries, apart from a few interiors of the eighteenth century. Additionally, the authors examine the issue of introducing the iconography of locally venerated saints into the programme of church painting. It is revealed that a substantial part of the paintings is made following the religious national style and according to the “examples” of the local Vyatka artist V. M. Vasnetov. Special attention is paid to important epigraphic resources, i.e. altars which have dates and authors’ signatures. The characteristic phenomenon for local wall painting is a tendency to freedom in dealing with examples and using various sources while fulfilling contracts. Referring to written data, the authors establish that the works were carried out by both local masters and those from elsewhere and reflected the financial condition of the parish. As a result of iconographic and stylistic analysis, it is found out that the decoration of the Vyatka altars was generally traditional and relied on the examples of the main churches of the capitals in terms of programme formation, as well as artistically and stylistically.
Ключевые слова: VYATKA DIOCESE
CHURCH ARCHITECTURE
“VYATKA BAROQUE”
ALTAR
MONUMENTAL CHURCH PAINTING
ICONOGRAPHY
RELIGIOUS AND NATIONAL STYLE
ВЯТСКАЯ ЕПАРХИЯ
ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО
«ВЯТСКОЕ БАРОККО»
АЛТАРЬ
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЖИВОПИСЬ
ИКОНОГРАФИЯ
РЕЛИГИОЗНО-НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/86077
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43178288
Идентификатор WOS: WOS:000545469200019
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2020.22.2.038
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 2 (198)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2020-198-19.pdf938,55 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons